Вероятно, драма "Разбойники" замечательного немецкого поэта Иоганна Кристофа Фридриха фон Шиллера является одним из самых ярких произведений нового жанра той эпохи - "рабойничего романа". Главный герой подобных творений является своеобразным "Робин Гудом" и переступая закон, не переступает через свою совесть. Он помогает восстанавливать справедливость, сражается против беззакония богатых и власть имущих. К слову, классическим примером данного жанра в русской литературе можно смело считать роман "Дубровский" А.С. Пушкина.
Сюжет пьесы базируется на противостоянии двух братьев семейства Моор - Карла и Франца. Франц всеми возможными способами пытается заполучить не только наследство, после смерти отца, но и сердце прекрасной девушки Амалии - возлюбленной брата. Карл в это время находится далеко от дома. Старый граф ждет его до последнего, хотя младший сын убеждает его, что Карл влез в долги, устраивает дуэли и в целом бесчинствует. Вдобавок Франц отправляет брату письмо от имени отца, где тот якобы сообщает, что отрекается от сына. После этого известия, в порыве отчаяния, Карл примыкает к банде разбойников.
Среди разбойников Карла отличает не стремление к обогащению, а благородное желание справедливости и равенства. Его разбойники орудуют сначала в богемских лесах, а позже на берегах Дуная. Сюжет пьесы приближает читателя (или зрителя) к тому, что судьбы два братьев-антиподов должны несомненно пересечься еще раз.
Премьера пьесы состоялась в 1782 году. До нее автору пришлось переписать несколько эпизодов и внести некоторые коррективы в финал. На русский язык творение Шиллера было переведено в 1793 году. Драму в нашей стране встретили очень тепло. Более того, впоследствии она оказала значительное влияние на творчество некоторых русских писателей XIX века. Так, мотивы "Разбойников" можно наблюдать в "Братьях Карамазовых" Ф.М. Достоевского и в ряде произведений М.Ю. Лермонтова.
Пьеса всецело отразила сущность самого автора - пламенного гуманиста и вдохновенного философа. Именно "Разбойники" в течение более века задавали тон созданию произведений подобного толка, а архетипичные герои драмы "перекочевали" во многие другие жанры европейской литературы (к примеру "пиратские" романы Ф. Купера и.т.д).