Найти тему
Romanist Music Blog 🎧 Блог о музыке

Один из величайших концертов в истории: Depeche Mode – «101»

Альбом «Music for the Masses» был выпущен в свет в самом конце сентября 1987 года. По уже давно сложившейся схеме Depeche Mode отправились в турне в поддержку альбома. И этому турне суждено было стать самым продолжительным у группы за все 80-е. Следовало подвести итог проделанной работе. Впоследствии же оказалось, что своими яркими шоу Depeche Mode, фактически, подвели итог всей электронной музыкальной сцене Британии. В этом нет ничего плохого, просто как факт.

Обложка лайв-альбома «101».
Обложка лайв-альбома «101».

«Тур для масс» начался 22 октября в Мадриде и его первая европейская часть продолжалась почти месяц и завершилась тремя подряд шоу в Париже, что было довольно символично, учитывая начатую именно там запись альбома. Далее группа переместилась на весь декабрь в Северную Америку, где им вскоре уже будет суждено познать всю свою незабываемую популярность, которую им приносили местные небольшие радиостанции, в противовес наиболее известным игравшие на своих волнах в основном альтернативную музыку.

Просматривая расписание данного тура на различных тематических сайтах, я часто натыкался на одну любопытную дату: 12 марта 1988 года. Якобы в этот день, в самом конце своей второй части европейского турне, Depeche Mode могли увидеть советские фанаты. Картинку ниже я впервые увидел в интернете ещё несколько лет назад, когда она светилась почти в каждой тематической группе.

Якобы предполагаемая афиша концерта Depeche Mode в Москве в 1988 году. Выглядит достаточно реалистично, но вот по факту...
Якобы предполагаемая афиша концерта Depeche Mode в Москве в 1988 году. Выглядит достаточно реалистично, но вот по факту...

Если среди моих читателей есть куда большие специалисты по Depeche Mode, то объясните – знаете ли вы причину, по которой группа так и не появилась в СССР? Наверняка ведь речь не просто о железном занавесе.

Кстати, я как то задавался вопросом: а почему же в 1985 году бэзилдонцев не было на знаменитом шоу Live Aid? Ведь определённо они бы имели шансы зажечь там не хуже Queen. Ответ оказался довольно простым: а вы вообще помните, чтобы Depeche Mode появлялись когда-либо на подобных благотворительных фестивалях в ранние годы карьеры? Да и сами участники, в различных найденных источниках, скептически отзывались о самой идее так пафосно собирать средства. Благотворительность, по мнению тех же Гора и Уайлдера, должна быть куда тише и скромнее. Так что вопрос был заранее предрешён, а вот приглашал ли Боб Гелдоф ребят выступить – загадка. Но мы отвлеклись.

Группа вместе с Д.А. Пеннебейкером. Тем самым, что снимет культовый документальный фильм-концерт «101».
Группа вместе с Д.А. Пеннебейкером. Тем самым, что снимет культовый документальный фильм-концерт «101».

Статус Depeche Mode, как огромной музыкальной величины, рос год за годом, звук становился всё объёмнее, соответственно аппаратуры для концертов требовалось всё больше.

И тут в голову коллективу пришла идея сыграть большой концерт для американских поклонников, который должен был завершить насыщенное турне. Местом действия выбрали целый стадион «Роуз Боул», что в калифорнийской Пасадене. Многие опасались, что слабый коммерческий приём четвёрки в Штатах (лишь с выходом «Music for the Masses» американский слушатель начал куда серьёзнее увлекаться группой) не пойдёт на пользу и арену не удастся заполнить даже наполовину. Но в итоге идея пошла в оборот, а к ней ещё и добавилась возможность снять документальный фильм, сочетавший в себе концертное шоу и кадры закулисной жизни участников.

Для этого и был нанят на тот момент уже очень опытный режиссёр Донн Алан Пеннебейкер, в активе которого были такие знаковые работы, как «Не оглядывайся» (о британских гастролях Боба Дилана в 1965 году), а также последнее шоу Дэвида Боуи в образе Зигги Стардаста в 1973 году. Словом, Пеннебейкер был подготовлен как надо.

Для съёмок в фильме был проведён кастинг среди поклонников группы, в результате чего было выбрано несколько счастливчиков. Именно их приключения легли в основу ещё одной сюжетной линии, составившей общую картину.

Те самые счастливчики, поучаствовавшие в съёмках документального фильма «101».
Те самые счастливчики, поучаствовавшие в съёмках документального фильма «101».

Самое интересное, что данный перфоманс вполне можно считать одним из первых так называемых реалити-шоу – того формата, в последние лет 20 очень сильно влившегося в нашу жизнь благодаря хорошим (или совсем нет) телеканалам. Почему нет? Несколько незнакомых подростков собираются в одном месте после звонка от менеджмента группы, официально приглашающего их на концерт любимой группы. А дальше ребят ждёт та самая жизнь на камеру в течение почти всех двух часов экранного времени (а сколько там было вырезанного материала, только представьте). Такие дела.

Но довольно о закулисье. Все вы наверняка уже не один раз посмотрели этот фильм. Давайте же обсудим концерт.

Начнём с сетлиста: разумеется, преобладающую сторону занимают композиции с только вышедшей пластинки «Music for the Masses». В качестве интро ко всем шоу служит закрывающая альбом мрачная инструменталка «Pimpf».

Из оставшихся девяти песен альбома не звучат лишь три: «To Have and to Hold» не прозвучала и по сей день, тогда как «Little 15» и «I Want You Now» стали гостями лишь в следующем туре «World Violation» (обе исполнял Мартин, обычно в акустическом формате). В то же время уже получает своё заслуженное время на сцене отличный би-сайд «Pleasure, Little Treasure».

Далее: из «Black Celebration» играют 4 композиции. И это самые заметные вещи альбома – «Black Celebration», «Stripped», «A Question of Time» и «A Question of Lust». Не забывают и о «Shake the Disease».

«Some Great Reward» представляет аж целых 5 композиций, а на некоторых шоу Мартин исполнял ещё и «It Doesn't Matter».

«Construction Time Again» представляет главный хит – «Everything Counts». Делает это настолько сильно, что его исполнение в турне признаётся каноничным. Не забывают и о «Just Can't Get Enough». А вот статус аутсайдера «A Broken Frame» закреплён окончательно – ни одной песни с него на концертах не звучит.

А теперь факты, делающие «101» одним из величайших концертных шоу в истории:

  1. Размах. Группа и менеджмент опасались не продать и половины билетов, однако все 60000 с лишним мест на арене «Роуз Боул» были выкуплены.
  2. Великолепный звук. Опасения, связанные с возможными пустотами на трибунах, были ещё и касаемо сумасшедшего оборудования и возможных пробелов на сцене, но все они оказались беспочвенны. Прямо сейчас я слушаю данный альбом в своих наушниках и с лёгкостью понимаю, насколько его качество не теряет никакого веса с годами. Понятное дело, что без студийных поправочек обойтись не может, практически любой концертный альбом проходит процедуру «причёсывания» за пультом.
  3. Повод для очередного разговора о британском вторжении. Британская электронная группа, взрывающая своим выступлением огромнейшую толпу молодых американских ребят – это ли не восторг? Да, пускай выступавшие в тот вечер на разогреве Orchestral Manoeuvres in the Dark не смогли войти в девяностые и распались, но зато за океаном наконец начали ощущать ценность таких коллективов, как The Cure, The Smiths (а позже и сольного Моррисси) и New Order. Некоторые из них даже стали распродавать стадионы, подобно Depeche Mode.
  4. Драйв и динамика. Смотреть и слушать «101» с годами нисколько не надоедает. Дэйв действительно превратился в крутого фронтмена, способного держать на себе огромный зал. Мартин и Алан качественно делают свою работу, а Флетч... ну толпу он тоже заводить умеет, ничего не скажешь.
  5. Главные хиты группы на тот момент ещё даже не написаны. «Violator» выйдет лишь через 2 года, «SOFAD» также пока не был и в мыслях. То есть лучшим концертным альбомом коллектива вполне может считаться тот, в который никак не могли попасть такие нетленки, как «Personal Jesus», «Enjoy the Silence», «In Your Room» и «Walking in My Shoes».
Алан Уайлдер одобряет.
Алан Уайлдер одобряет.

То, что уже вошло в историю и врезалось мне в память:

  • Мартин и Дэйв отлично в унисон исполняют «Behind the Wheel», забавно переглядываясь на камеру.
  • Девушка, неистово подпевающая Гаану в песне «Blasphemous Rumours». И кстати, во время исполнения этой песни молнии всё же не было, как поговаривают многие. Очевидцы говорят о дожде во время «Sacred».
  • Безумно чувственное исполнение «Stripped».
  • Мартин великолепно расслабляет публику одной из своих лучших композиций – «Somebody».
  • Знаменитое «кукурузное поле» из рук во время исполнения «Never Let Me Down Again». Если уж я, когда увидел это впервые, чуть не расплакался, то что говорить о тех, кто был в этот момент на «Роуз Боул» и видел эти сотни тысяч рук, поднимающихся ввысь одновременно. Теперь это стало традицией, а ведь в первый раз то это было безумие. Смотреть на это можно вечно.
  • «Everything Counts» подводит жирную черту под всем этим. Только посмотрите вновь на эту реакцию Дэйва, когда зал поёт вместе с ним.

На Youtube лежит полная версия фильма, пересмотреть это всё предлагаю я вам в очередной раз.

Напоследок слова очевидцев:

Флетч: «Мы не так часто играли на стадионах. На больших аренах ты обычно теряешь связь со своими фанатами. Но в тот вечер всё было совершенно иначе. Мы чувствовали поклонников вокруг себя и это просто потрясающе».
Дэйв: «Там была сумасшедшая толпа, тысяч 70. Мы действительно нервничали перед тем концертом. Но на сцене это уже было неважно. Каждый, оказавшийся там, мог осознать, что творится история. В конце я уже просто плакал, хотя старательно пытался скрыть это. На тот момент я подумал, что мы достигли своего пика и всё кончено. Я был счастлив и, к счастью, всё это появилось на плёнке. Тогда была комбинация всего: нервы, беспокойство, счастье, печаль и конец. Это был прекрасный момент».

18 июня 1988 года действительно завершило эру восьмидесятых для Depeche Mode. Дальше всё будет ещё интереснее, ещё драматичнее. Но об этом нам предстоит поговорить позднее. А пока что мне интересно ваше мнение о туре для масс и концертном шоу в Пасадене под названием «101». Лучший ли это тур и концерт лично для вас? Напишите в комментариях ваше мнение.

Все фото взяты непосредственно с открытых источников в сети Интернет. Видеозаписи представлены различными каналами с Youtube.

На этом всё.

Спасибо за внимание! Если материал вам понравился, оцените его пальцем вверх, оставьте комментарий, а также подпишитесь на канал, чтобы не пропускать новые интересные публикации.

#музыка #depeche mode #зарубежная музыка #концерт #карьера depeche mode от romanist music