Специализированный подвижной состав автомобильного транспорта и его разновидности для перевозки строительных грузов это обширная и необходимая строительству отрасль. Сегодня, никаких проблем в этом секторе не существует. Десятки, если не сотни компаний производят автобетоносмесители, растворовозы, автобетононасосы и многую другую технику.
Однако, так было не всегда. В СССР, долгое время, такие жидкие и вязкие грузы, как бетон и растворы перевозили на... обыкновенных самосвалах. И перевозка таких грузов сопровождалась серьезными рисками. Например, бетон. Перевозя его в бетоносмесителе, центрифуга, которая постоянно вращается, не дает бетону застывать. Если же обычный самосвал серьезно задержится в дороге с бетоном, то после, его водителю придётся, на время, стать ещё и молотобойцем, да и самосвальному кузову от таких манипуляций хорошо не будет. Яркий пример из истории. При сооружении в Волгограде монумента "Родины-матери" на Мамаевом кургане, денно и нощно бетон возили обычными самосвалами МАЗ-205. При этом водители должны были доставить бетон за 38 километров и за определенное время - 1 час. А чтобы ГАИ не останавливало их, на капот прикреплялся зеленый флажок.
А причина этому была в том, что советская промышленность, хотя и освоила после войны производство автобетоносмесителей на Павшинском и Прилукских заводах, но выпускала их в далеко не достаточном количестве. Картина начала меняться лишь ближе к 1970-ым. Хотя даже и позднее бетон могли возить по-старинке - на самосвале.
Не лучше была ситуация и с растворовозами и цементовозами. Растворы и цемент боятся внешней среды, осадков, температуры. Поэтому перевозка их в открытых самосвалах не приносила положительных результатов. Прибегали к самодельным крышкам на верхнюю часть самосвального кузова. Однако для перевозки подобных стройматериалов требовались герметичные кузова - бункеры и цистерны, а обычные самосвальные такими характеристиками не отличались, особенно после уже изрядной эксплуатации.
Рассмотрим, как из этого положения выходили некоторые советские автохозяйства. И тут уже действовало сразу два неофициальных лозунга "не до жиру, быть бы живу" и "а голова на что?".
Так, в Красноярском автоуправлении был построен на базе самосвала ЗиЛ-ММЗ-585 автомобиль-цементовоз с закрытым кузовом. Крышка кузова имела форму усеченной пирамиды и была приварена наглухо к бортам. В верхней части крышки помещался загрузочный люк. Разгрузка производилась через задний открывающийся борт. Как видим, конструкция весьма кустарная, но вынужденная. Даже журналисты издания "Автомобильный транспорт" признавали:
"Естественно, что такой цементовоз несравненно худше заводских автопоездов с полуприцепами. Однако автохозяйства вынуждены заниматься таким "творчеством" ввиду того, что промышленность не удовлетворяет растущих потребностей в этом виде подвижного состава."
В автотранспортном тресте Главленинградстроя был построен саморазгружающийся автомобиль-растворовоз на шасси самосвала ГАЗ-93, который имел систему обогрева кузов от отработавших газов. Принцип его конструкции был схожим с цементовозом Красноярского производства, описанным выше.
Владимир Павловский.
Источник:
Журнал "Автомобильный транспорт" (1962).