Найти тему
Jan Ruen

Из истории электромобилей (часть 1)

С момента появления «самобеглых экипажей» автомобили с электрическим двигателем были в центре внимания вплоть до начала 20-х годов XX века. Удивительно, но факт: первый автомобиль P1, созданный Фердинандом Порше в 1898 году, был электрическим. Он представлял собой неказистую деревянную телегу, снабжённую двумя аккумуляторными батареями, индикаторами и электромотором.

Приборная панель электромобиля P1 (фото из открытых источников)
Приборная панель электромобиля P1 (фото из открытых источников)

Кузов был съёмным и мог заменяться на другой в зависимости от погоды. С топовой скоростью в 35 км/ч он взял первый приз на состязаниях электромобилей в Берлине, придя к финишу раньше своего основного соперника на целых 18 минут.

Реставрированный электромобиль P1 Фердинанда Порше (фото из открытых источников)
Реставрированный электромобиль P1 Фердинанда Порше (фото из открытых источников)

Разумеется, это был не первый в мире электрический автомобиль. Попытки создать электрокар уходят в прошлое вплоть до 30-х годов XIX века, но подлинный старт отрасли был дан с изобретением свинцово-кислотных аккумуляторов несколькими десятилетиями позже.

Несмотря на скромную скорость и ограниченное время движения от одной зарядки, электромобили разных марок быстро набирали популярность. Отстутствие рукоятки стартёра и коробки передач, простота в обслуживании и малошумность были серьёзными преимуществами на тот момент перед автомобилями с бензиновыми двигателями. В конце XIX — начале XX века электрокары всё чаще можно было встретить на улицах крупных городов в качестве такси и личных средств передвижения.

Английский электрический кэб Bersey (фото из открытых источников)
Английский электрический кэб Bersey (фото из открытых источников)
Таксисты ожидают клиентов для своих электрокэбов в Нью-Йорке (фото из открытых источников)
Таксисты ожидают клиентов для своих электрокэбов в Нью-Йорке (фото из открытых источников)

Дальнейшим развитием идеи электрокаров стали гибридные автомобили с мотор-колёсами и бензиновым двигателем, подключённым к генератору. Здесь снова отличился Фердинанд Порше, разработавший шасси Semper Vivus, которое легло в основу серийно производимого автомобиля Lohner-Porsche “Mixte”. При той же максимальной скорости, что и у P1, первый в мире гибрид мог проехать до 200 км от одной заправки.

Современная реконструкция автомобиля Lohner-Porsche Mixte (фото из открытых источников)
Современная реконструкция автомобиля Lohner-Porsche Mixte (фото из открытых источников)

В России тема электромобилей всплыла с небольшим запозданием. Хотя уже 1890-х гг. находились отдельные изобретатели, предлагавшие «электрические кареты», способные двигаться по просёлочным дорогам, требовавшие для зарядки четыре дня и более дешёвые в содержании чем конные экипажи. Тогдашнему министерству финансов было не до них, поэтому какого-либо вспомоществования, а тем более госзаказов изобретатели не получили. Дело продвинулось, когда к теме подключился инженер Ипполит Романов (создатель первой подвесной монорельсовой дороги в России). Объединив усилия с Петром Фрезе, производителем автомобилей с ДВС, Романов наладил выпуск электромобилей собственной конструкции.

Ипполит Романов и один из его электромобилей (фото из открытых источников)
Ипполит Романов и один из его электромобилей (фото из открытых источников)

Романову удалось изобрести более лёгкую версию электромотора, а также значительно снизить массу аккумуляторов, благодаря чему вес электромобиля составил всего 750 кг (для сравнения: вес только одних аккумуляторов Bersey составлял 711 кг). Предназначалась машина для использования в качестве городского кэба. Помимо такси Романов и Фрезе создали и первый в России электрический автобус (омнибус).

Первый в России электрический автобус Ипполита Романова (фото из открытых источников)
Первый в России электрический автобус Ипполита Романова (фото из открытых источников)

Пик популярности электромобилей пришёлся на 1912 год. Однако по мере совершенствования традиционных автомобилей, интерес к электрокарам начал падать. Основную роль в этом сыграло появление автоматического стартёра и удешевление автомобилей за счёт конвейерной сборки на заводах Форда.

Реклама электромобиля Detroit Electric, 1912 (фото из открытых источников)
Реклама электромобиля Detroit Electric, 1912 (фото из открытых источников)

Интерес к электрическому индивидуальному транспорту возродился в 1970-е, когда автомобилей стало слишком много и вопросы экологичности городского транспорта вышли на первый план. Но об этом мы поговорим во второй части данного обзора.

Авто
5,66 млн интересуются