Про регуляторную гильотину знает каждый специалист по охране труда, по своей сути это инвентаризация всех установленных государством обязательных норм для бизнеса с целью их приведения современным реалиям. Если нормы соответствуют им, то они сохранятся, а если нет, то отменяются или изменяются. В сфере охраны труда обязательных требований огромное количество, и не секрет, что очень многие устарели настолько, что при современном уровне технологического развития попросту препятствуют развитию бизнеса. Но что гораздо более важно - не достигается основная цель данных требований - обеспечение безопасности людей.
Именно поэтому Правительство приняло решение: к 1 января 2021 года весь массив норм, устанавливающих обязательные требования, должен быть полностью заменён на новые.
Ну что же, обозначенная цель была поставлена давно и времени на раскачку уже действительно нет. Стране требуется настоящий рывок… прорыв, если хотите.
Сейчас осень 2020 и до нового года осталось совсем немного.
Руководствуясь положениями регуляторной гильотины, уже с начала 2021 года будет запрещена оценка органами надзора выполнения обязательных требований, если они приобрели юридическую силу ранее 1 января 2020. Как известно, гильотина была изобретена в интересах гуманности и падает она чрезвычайно быстро. Готова ли охрана труда к этому моменту истины?
Между прочим, по данным статистики в июле в стране было зарегистрировано 181,5 тыс. смертей, что явилось рекордом с 2010 года, смертность выросла почти на 20%. На фоне этого рождаемость в июле напротив снизилась на 7,1% в годовом выражении. (Данные могут корректироваться, т.к. спустя некоторое время после публикации на сайте Росстата они исчезли и на странице появилось сообщение «Доступ запрещен»).
Поэтому внимание к охране труда сейчас как никогда ранее должно быть в приоритете и любые послабления в нормативном регулировании, которые могут вызвать рост травматизма, просто недопустимы. Именно сейчас необходим максимально грамотный и профессиональный пересмотр всей нормативной базы в сфере производственной безопасности. Ведь возможности снижения уровня травматизма за счет снижения объемов производства не безграничны.
Ранее мы писали о намерениях Минтруда рычагами текущей реформы кардинально пройтись по всей нормативной базе и вместо 1091 действующих НПА в сфере ОТ принять всего 73 НПА. Ожидается сокращение всех актов по охране труда на впечатляющие 93,3%! В числе новых 73 документов 66% придется на правила по охране труда, их будет 48 штук. Правила по охране труда как никогда ранее станут основой нормативного регулирования вопросов безопасности при осуществлении любых производственных технологических процессов.
Напомним, что сам Владимир Путин утвердил перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 года. Так, согласно п.3б Пр-294 Правительству РФ следует при участии ведущих деловых объединений предпринимателей обеспечить внесение в законодательство РФ изменений, предусматривающих отмену с 1 января 2021 г. всех нормативных правовых актов, устанавливающих требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора), и введение в действие новых норм, содержащих актуализированные требования, разработанные с учётом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах.
Таким образом, основой для текущего массового пересмотра правил по охране труда должна стать идеология риск-ориентированного подхода в сочетании с последними достижениями современного уровня технологического развития. По сути правила по охране труда должны серьезным образом осовремениться и получить новый рывок в своем развитии.
Подведем итоги:
На текущий момент серьезные опасения вызывает способность Минтруда своевременно произвести пересмотр всех запланированных документов. Данная работа должна быть завершена к 31 декабря 2020 года. На дворе сентябрь, а «воз и ныне там». Успеет ли Минтруд за оставшиеся 3 месяца завершить пересмотр всех правил по охране труда?
Но самое главное - будет ли реализована основная идея регуляторной гильотины - введение в действие новых норм, содержащих актуализированные требования, разработанные с учётом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах. Сомнения вызывает буквально каждый пункт! Будут ли актуализированы требования? Будет ли применен при этом риск-ориентированный подход, о котором власти так много говорят? И, наконец, будут ли учтены современные реалии технологического развития в «новых» правилах, ведь сейчас в них буквально каждое слово и запятая неизменны многие годы.
Источник: https://ohranatruda.ru/