ждать ли добра?
В бесплодной попытке снизить уровень выбросов СО2 в атмосферу, человечество постоянно разрабатывает новые способы его улавливания. Большинство технологий создаются для использования на земле или в воздухе, но не забывают ученые и про мировой океан. Технология повышения его щелочности часто рассматривается как альтернативный способ секвестрации СО2.
Этот способ ненавязчивый и экономичный, но ученые беспокоятся о последствиях его применения для водной экосистемы. Уровень беспокойства выро, когда выяснилось, что за одной из компаний, недавно взявшейся за продвижение этой идеи взялись миллиардеры Кремниевой долины. Будут ли они прислушиваться к голосу ученых или гражданского общества? – задается вопросом автор статьив журнале New Scientist.
Выветривание (геохимическое выветривание) это природный процесс, при котором горные породы разрушаются под воздействием осадков, экстремальных температур или деятельности человека. Если кратко, то когда СО2 растворяется в каплях воды, образуется слабокислая углекислота. Горные породы, вступая во взаимодействие с ней – одни быстрее (известняк, содержащий карбонат кальция), другие медленнее (силикатные породы) – образуют биокарбонат-ионы, которые спускаются по подземным водам к рекам и морям. Ракообразные и другие морские обитатели используют биокарбонат-ионы для формирования скелета и ракушек. Со временем богатые карбонатами слои перемешиваются с осадочными породами и превращаются в твердые породы, например, тот же изестняк.
Карбонаты повышают щелочность океана, что способствует дальнейшему абсорбированию СО2. Интенсивность выветривания зависит от температуры, величины стока (способности воды вымывать продукты реакции), размерности частиц пород или минералов и дополнительной биологической деятельности, такой, как выветривание вулканических пород.
Для ускорения естественного процесса предполагается дробление горных пород для увеличения площади реагирующей поверхности и разбрасывание их по большой территории суши или непосредственно океана.
Использование «ускоренного выветривания» было впервые предложенов 1995 году, но отложено в силу высоких энергозатрат – искусственный процесс требует добычи, переработки и, соответственно, рассеивания минералов. Согласно данным исследования, проведенного в Великобритании в 2017 году, более 70% участвовавших заявили, что никогда не слышали об этой технологии. В целом, поддержка исследования технологии оказалась более значимой, чем поддержка самой технологии. Проведению опытов в крупных масштабах может мешать и недостаток осведомленности широкой публики.
Серый добродетель
Но в сентябре прошлого года на одной калифорнийской конференции, собравшей ученых, представителей властных структур и спонсоров-филантропов, был представлен доклад, рассказывающий о двойной выгоде технологии повышения щелочности океана (OAE): она может и снизить закисление океана, и уровень двуокиси углерода в атмосфере. В отчете конференции говорилось, что воплощение такого проекта в планетарном масштабе потребует добычи около 5 млрд тонн горной породы ежегодно – в два раза больше, чем используется в мировой цементной промышленности.
Организацией, собравшей ту конференцию, является компания Oceankind, которую, по мнению автора материала в New Science, вполне вероятно, контролирует миллиардер Кремниевой долины, «способный спонсировать такое грандиозное геоинженерное предприятие из своего кармана».
Пожалуй, единственный плюс подобной ситуации – это возможность избежать бюрократической волокиты. С ней столкнется любая организация, которая пытается продвинуть геоинженерный проект даже небольшого масштаба. Между тем, Кремниевая долина славится тактикой сначала делать, а потом улаживать формальности, поэтому для ее представителя не будет необычным промотирование проекта без чьего-либо одобрения.
Тем временем, миллиардеры и филантропы все чаще обращают внимание на геоинженерию. Билл Гейтс давно и открыто спонсирует исследования в этой области, среди которых, например, план Гарвардского университета по использованию стратосферных твердых частиц для отражения солнечного света. В начале этого года Конгресс США одобрилвыделение $ 4 млн на похожий проект, которым занимется Национальное управление океанических и атмосферных исследований (NOAA). В мае компания Stripe (главой которой является миллиардер Патрик Коллисон) заключилапервую сделку по негативной эмиссии углекислого газа с компанией Project Vesta в рамках своего прошлогоднего заявления тратить как минимум $ 1 млн ежегодно на улавливание СО2.
«Во всем этом можно увидеть акт свободы. Однако беспокойство вызывает то, что это свобода без саморегулирования, свобода с большой концентрацией власти у людей, которые не обладают легитимностью ее применять, - говорит Гардинер. – Эти вопросы необходимо обсуждать, о них должна знать общественность».
Это фрагмент статьи, доступной целиком в журнале "Будущее" на платформе Republic.