Малый бизнес в России существует в трех основных формах — самозанятости, ИП и ООО. Мы уже писали о том, как открыть ИП, и о том, как стать самозанятым. В этой статье расскажем, как открыть ООО, какие нужны документы, куда их нести и что нужно сделать до регистрации.
Выбрать название
До подачи документов на регистрацию ООО необходимо придумать название. Оно должно быть полным и только русскими буквами, даже если слово иностранное, например, Общество с ограниченной ответственностью «Дрим Тим». Название нужно будет вписать в заявлении на регистрацию.
Также лучше сразу выбрать и указать в учредительных документах сокращенное название компании. Например, ООО «Очень прекрасная компания» в сокращенном варианте станет ООО «ОПК».
Если планируете работать с иностранными контрагентами, то укажите в учредительных документах и название на английском. Например, для ООО «Дрим Тим» это будет Dream Team LLC.
Запрещено включать в название уже существующие наименования иностранных государств, органов власти РФ, названия международных и межправительственных организаций или общественных объединений, а также, как гласит статья 1473 ГК РФ: «обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали». Чтобы использовать в названии компании слово «Россия» требуется получить разрешение от Минюста РФ, порядок и требования описаны в соответствующем постановлении Правительства РФ от 03.02.2010 N 52.
А вот товарный знак для регистрации ООО не обязателен. Но лучше на старте бизнеса зарегистрировать и его. Иначе потом компания может столкнуться с ситуацией, когда бизнес «полетел», а фирменное название или логотип оформлены на кого-то другого и пользоваться ими могут запретить.
Выбрать юридический адрес
Юридический адрес компании — это место её регистрации и фактической деятельности. То есть, именно на него будут приходить все официальные письма, требования и уведомления от надзорных органов и именно по указанному в качестве юридического адреса могут прийти с проверкой.
Если ФНС не обнаружит компанию по указанному адресу, то пришлет уведомление о недостоверности сведений. У вас будет 30 дней, чтобы поменять юридический адрес на новый или предоставить налоговой документы, доказывающие, что фирма действительно работает по указанному адресу. Если не успеете, руководителя компании могут оштрафовать на сумму от 5000 до 10 000 руб., а в ЕГРЮЛ внесут запись о недостоверности сведений об юридическом адресе компании.
Подтверждается юридический адрес документами — гарантийным письмом или выпиской о праве собственности на помещение. Если такого помещения у фирмы нет, можно выбрать в качестве юридического адреса место прописки учредителя или руководителя ООО.
Выбирайте юридический адрес, по которому зарегистрировано не больше 5 юрлиц. Если на одном адресе зарегистрировано слишком много компаний, налоговая может проверить его «массовость». Критерии определяют региональные органы ФНС. Например, в Республике Алтай массовыми признают адреса более чем с 10 компаниями. Проверить адрес на критерий массовости можно двумя способами:
- Через сервисы проверки контрагентов. Например, введите в поисковой строке сайта «РУспрофиль» интересующий адрес — вы увидите, сколько компаний на нём зарегистрировано.
- Через реестр массовых адресов ФНС. Если адрес уже признали массовым, сервис покажет, когда помещение внесли в реестр и сколько компаний там находится.
Если вы сразу возьмёте массовый адрес, налоговая откажет в регистрации. Чтобы такого не случилось, заранее изучайте всю информацию о помещении.
Выбрать коды ОКВЭД
К моменту открытия ООО вы должны понимать, чем будет заниматься ваша компания. Теперь необходимо выбрать коды ОКВЭД, которые классифицируют виды деятельности.
Важно учесть несколько моментов:
- Основной вид деятельности нужно выбирать из тех кодов, где указано не менее, чем четыре цифры. Выбрать их можно в справочнике ОКВЭД.
- Указывайте в качестве основного кода именно тот, который соответствует деятельности, от которой ООО планирует получать основной доход. Как и в случае с юридическим адресом — если реальная деятельность и код ОКВЭД при проверке не совпадут, компанию могут оштрафовать.
Дополнительно можно выбрать еще несколько кодов ОКВЭД, если они соответствуют деятельности, которой ООО планирует заниматься. Но учитывайте, что некоторые виды деятельности требуют лицензий, поэтому набирать коды «впрок» не стоит.
Поменять набор кодов можно в любое время, но лучше сразу сделать выбор правильно.
Выбрать систему налогообложения
Всего для ООО существует четыре системы налогообложения — основная и три упрощённых. Если сразу не заявить об использовании упрощённого режима налогообложения, то фирме автоматически присвоят основную систему налогообложения (ОСНО). Но заявление о смене системы налогообложения можно подать в течение 30 дней после регистрации.
Кратко о налоговых режимах для ООО:
- ОСНО — требует платить НДФЛ 13%, налоги на имущество и добавленную стоимость — до 20%. Требует сдавать много отчетности.
- Упрощенная система налогообложения — можно выбрать из двух вариантов: «доходы» со ставкой налога в 6%, либо в варианте «доходы минус расходы» со ставкой налога в 15%. Декларация сдается раз в год, но в ООО должно быть меньше 100 сотрудников, а доход — ниже 150 млн.руб., у компании нет филиалов, а доля участия в ней других организаций — не выше 25%.
- Единый сельскохозяйственный налог — если бизнес связан с сельскохозяйственной деятельностью, то можно выбрать эту систему налогообложения — платить требуется лишь НДС и налог по ставке до 6% от «доходы минус расходы», а декларацию сдавать один раз в год.
- Единый налог на вмененный доход — налог применяется не к реальному доходу, а платится по фиксированной ставке в зависимости от вида бизнеса — от 7% до 15%. Но с 1 января 2021 года этот налоговый режим перестает действовать, поэтому лучше его не выбирать.
Составить документы для регистрации
Для регистрации ООО нужны несколько ключевых документов.
Потребуется:
- Устав ООО,
- Решение о создании юридического лица (если участник ООО один),
- Договор об учреждении и протокол общего собрания (если участников ООО несколько).
У Федеральной налоговой службы есть сервис подготовки документов для создания ООО с единственным участником-физлицом и типовым уставом. В бумажном виде документы требуются в двух экземплярах, в электронном — в одном.
Заполнить заявление на регистрацию
После того, как вы соберете весь пакет документов для открытия ООО, нужно подать их в налоговую вместе с заявлением по форме Р11001. Скачать бланк заявления можно на сайте ФНС.
Заявление должен подписать каждый из учредителей. Это можно сделать прямо в налоговой, тогда каждый владелец доли ООО должен прийти в инспекцию лично. Отделение ФНС необходимо выбирать по месту нахождения юридического лица, при этом важно, чтобы инспекция являлась именно регистрирующим органом, а не только принимала документы. Другой способ — подписать заявление у нотариуса, тогда при подаче его в налоговую, посещать инспекцию всем учредителям уже не требуется.
Если подавать заявление в налоговую лично, то нужно оплатить госпошлину в 4000 рублей. Оплатить её можно на сайте ФНС. Если же подавать документы через нотариуса, МФЦ или онлайн (при наличии усиленной электронной подписи), то платить не нужно. Чтобы разобраться с электронной подписью, прочитайте нашу статью «Как оформить электронную подпись и упростить себе бизнес».
Способов подачи заявления на регистрацию ООО онлайн два: через Госуслуги и через сайт ФНС. Чтобы подать заявление через ФНС, потребуется установить специальную программу, скачать ее можно бесплатно на портале налоговой службы. Подать заявление на портале Госуслуг можно бесплатно, если у вас имеется усиленная квалифицированная электронная подпись, иначе придется заплатить 4000 руб.
В заявлении также нужно указать электронную почту — именно на нее пришлют документы о регистрации. Указывайте настоящий адрес к которому у вас есть доступ.
Получить документы из ФНС
После того, как учредители подадут документы на регистрацию компании, нужно подождать три рабочих дня. Именно таков срок, отведенный законом на регистрацию ООО.
После регистрации ФНС пришлет документы на указанный в заявлении электронный адрес. Обязательно проверьте их на наличие опечаток — такое иногда случается.
Таких документов три:
- лист записи в ЕГРЮЛ по форме № Р50007,
- учредительный документ с отметкой регистрирующего органа,
- документ о постановке на учет в налоговом органе.
Важно. Если в регистрации ООО отказано, то ФНС также должна прислать соответствующий документ. Если этого не произошло, то обратитесь в инспекцию за уточнением.
Если вы получили документы — поздравляем, вы открыли ООО! Однако требуется сделать кое-что ещё.
Не позднее, чем в течение четырех месяцев после регистрации ООО необходимо оплатить уставный капитал ООО. Его указывают в заявлении и уставе компании. Как правило, это выбирают минимальный размер в 10 000 руб., но для некоторых видов деятельности закон установил более высокий порог — например, для производителей водки (80 млн.руб.) или организаторов азартных игр (100 млн.руб.). Минимальный уставный капитал можно внести деньгами на расчётный счёт.
Когда зарегистрируете компанию, вам понадобится расчетный счёт в банке — получать выручку от продаж, рассчитываться с контрагентами, платить зарплату, дивиденды и налоги.
Собственникам новых кампаний сразу после открытия счёта начинают звонить множество банков. Даже не представляем, где они берут номера телефонов.
Мы за то, чтобы владельцы компаний осознанно выбирали себе банк. Со своей стороны рекомендуем Делобанк. Это онлайн-банк для предпринимателей, дочерний банк СКБ-Банка. По этой ссылке вы можете подобрать тарифы и открыть расчётный счёт в Делобанке.
Коротко о том, как открыть ООО:
- Выберите название — обязательно на русском языке.
- Выберите юридический адрес — его нужно будет подтвердить документами: гарантийным письмом или выпиской о праве собственности.
- Подберите коды ОКВЭД — берите только те, что соответствуют деятельности, которой вы реально планируете заниматься. Набирать коды с запасом не нужно, их можно будет добавить в любой момент.
- Выберите систему налогообложения — если не успеть за 30 дней после регистрации, автоматически останетесь на ОСНО — самой сложной и дорогой.
- Составьте учредительные документы — потребуется устав ООО, решение о создании юридического лица (если участник ООО один) или договор об учреждении и протокол общего собрания (если участников ООО несколько).
- Заполните заявление на регистрацию по форме Р11001 и подайте его вместе с документами в ФНС, сделать это можно онлайн или прямо в инспекции, а также МФЦ или через нотариуса.
- Через три рабочих дня после подачи документов, на выбранную вами электронную почту придет уведомление о регистрации ООО и необходимые документы, если регистрацию одобрят. За 4 месяца с этого момента необходимо внести уставный капитал ООО на расчётный счёт.
Подпишитесь на канал Делобанка в Дзене, чтобы первым узнавать лайфхаки для бизнеса.e