Найти тему
Venefica

Дмитрий Быков: между Сталиным и властью двоечников.

Дзен коварен. Как я ни жму на кнопочку-лапку с пальчиком в римском призыве "Добей!", а он всё равно нет-нет, да подсунет то что-то независимое от здравого смысла, то отголоски эха экспериментов Газпрома в медиа-пространстве. Вчера, например, смотрю: Дмитрий Быков пишет о разгроме двоечниками отличников и, памятуя, что он и на педагогической ниве как бы подвизался, решила посмотреть что там опять, а там...

Сплошные страдания о разрыве шаблона, тот самый случай, когда хочется быть умным, а разрешают быть красивым, и с непременным пером в попхене.

Красивым быть тоже хочется, но стать счастливым двоечником уже не получится, и приходит понимание, что в стране победивших двоечников как-то уже даже не страшно, а практически безнадежно, но признаться себе в этом нельзя, потому что условных "отличников" культивировали клятые коммуняки, а демократия в её нынешнем, разнузданном виде, культивирует двоечников уже "у мировом масштабе". Статья здесь.

Снимет Дима тёмные очки с нанесенной на них голограммой Сталина - и видит нынешний Вавилон с расписными ракетами и школотой, самозабвенно чмырящей редких "ботанов", наденет - видит "отличников, стоявших на службе у людоеда, потому что кроме людоеда не были никому нужны". И тут Диме плохо, и там ему страшно, и пышные усы Сталина на глазах превращаются в тонкие и закрученные, как у старины Мефистофеля.

Заплутал Дмитрий, запутался на перекрестках светлоликой мифологии.

Люди, которые полетели в космос, фанатично хотели полететь в космос. Ради этого они были готовы работать в шарашках, обслуживать советскую систему, обслуживать оборонку. Они же не понимали, что Сталину нужна только ракета, только бомба. Они думали, что это государство дает им заниматься своим делом и прячет их в футляр для того, чтобы они этим делом занимались. СССР действительно культивировал отличников, но он их культивировал для того, чтобы они делали бомбу, и отличники соглашались на этот абсолютно фаустианский договор. Вот тебе Мефистофель, вот твой покровитель, он будет использовать твою бомбу.

И не надо ему напоминать, что эта "условная бомба" была залогом не только моей или вашей жизни, но и жизни самого Дмитрия, по той простой причине, что у светлоликих эльфов из-за океана, (которым, если не Воланд или Мефисто, то, наверное, высшие силы покровительствовали в создании этих игрушек разума) их было всего две штуки, и всё своё достояние они самонадеянно скинули на японцев. Не надо, он знает, но вслух никогда в этом не признается, потому что "нельзя в обществе быть свободным от общества", иначе выйдет, что или "свободный мир" не так уж прекрасен, или тиран усатый всё правильно сделал, а это низззяяяя!!!

Дмитрию очень хочется, чтобы государство всяких умных и творческих по-прежнему опекало и лелеяло, окружало почетом и уважением и даже швейцарский шоколад по требованию привозило, но ни во что не вмешивалось и ни к чему не принуждало - ни ракеты создавать, ни с лекциями и концертами по деревням ездить.

Советский плакат
Советский плакат

Но в этом жестоком мире всё сразу и в сахарной глазури невозможно: либо одно, либо другое, либо "если ты такой умный, то чего такой бедный", либо "страну индустрии, державу науки, построили наши рабочие руки!".

Советский плакат , мотивирующий учиться.
Советский плакат , мотивирующий учиться.

Кстати, тот же самый Быков в своём опусе, в метаниях между Мефистофелем и Воландом умудрился указать причину распада советского проекта. Указать беспощадно и безжалостно, ,поняв, очевидно, причину постоттепельной слякоти:

Дело было в том, что люди не выдерживали больше тех требований к себе, какие налагала советская парадигма, советская практика. Они не готовы были больше служить идее (не важно, какой), профессиональная реализация их не так уже привлекала.

Вот-вот! А почему? Да потому что соревноваться в созидании - постоянный тяжкий труд, еще тяжелее - соревноваться с самим собой, а вот потягаться тем, кто больше употребит земных благ много легче и, самое главное, процесс получается нагляднее. И вот уже урчащий желудочно неудовлетворенный кадавр с хрустом пожирает не обломки "совка", а цивилизованный запад, и кажется, что уже нет спасения от наступающего Хама. И хочется сбежать

В тридцатые годы - но чтобы Пилат и каморка.

Но для того, чтобы с Пилатом в каморку, необходимым условием являются люди

...которых наука интересовала больше всего, которым процесс мышления, открывания, строительства самолетов доставлял наслаждение.

А таковых почти не осталось, их скинули с корабля современности. Есть несчастные поденщики, которым паечку увеличивают только в случае вселенской беды, типа наступившей ковидлы. Временно, пока угроза не минует.

Когда миром правят двоечники, невозможно «удовлетворение личного любопытства за государственный счет» (Быков в своём опусе безбожно переврал цитату, заменив любопытство на потребности, и эта оговорка говорит о многом). Двоечник живет в пространстве мифа, потому что так удобнее, и всегда предпочтет чудо или надежду на чудо длительному приложению сил.

Практически вымершие отличники советской формации жили по принципу Микеланджело: "Господи, дай, чтобы я всегда желал большего, чем могу сделать." Сделать - а не приобрести.

Всё громче чавкает потребляющий кадавр, всё стекляннее встречаемые взгляды и вот уже Дима Быков, шустрым пингвином между утёсами мечется, повторяя:

Не знаю, что лучше — зло ли, приносящее пользу, или добро, приносящее вред. (Микеланжело Б.)

А напоследок я процитирую академика Владимира Захарова (больше - здесь), высказавшего свои соображения по поводу Фаустов на службе "режима".

Вы сравниваете нас, ученых, с Фаустом. А мы никакие не Фаусты. Мы Вагнеры. Помните такого? Вагнер - это ассистент Фауста. У него в заднице гвоздь. Он должен заниматься наукой.  Это не обсуждается. Его кредо:
"Я много знаю, погружен в занятья,
Но знать я все хотел бы без изъятья!"
У Фауста, уже готового предать свою профессию и заключить союз с дьяволом, он вызывает презрение:
"Охота надрываться чудаку!
Он ищет клада жадными руками,
И как ребенок  рад, копаясь в хламе
Любому дождевому червяку"
Увы, мы, профессиональные ученые, именно таковы. Мы ищем клада жадными руками. И рады любой находке. Мы - Вагнеры.
Вот Вы пишете:
«Ну а потом отличники выродились, не стало их, они иссякли».
У Вас получается, что отличники сами в этом виноваты.
Это обидная неправда. Отличники не выродились и не иссякли. Они переехали в другие страны. Во многие разные. От США до Малайзии. В Америке десять процентов профессоров математики, имеющих постоянные позиции-эмигранты из России. Все это устроил Гайдар, будь он навеки проклят. Он уменьшил зарплаты ученым в двадцать раз. И  что им оставалось делать?  А дух Фауста не угас по той причине, что его никогда и не было. Был и остался дух Вагнера, сиречь гвоздь в заду, который просто так не вынешь. Но кое-кто все же остался.   Наука в России осталась, но ее продолжают систематически гнобить.

Не стоит Дмитрию писать о науке, в ней он понимает гораздо меньше, чем ученые и инженеры в литературе.

Сдается, мне, через несколько лет такого " торжества либерального добра" Дмитрий попросится если не в логово к "людоеду", то к Юлию Второму. Другое дело что "отличник"-то он только пока, на уровне ну очень слабого "класса", который впору объявлять коррекционным.