Найти в Дзене
ПРОЕКЦИЯ

Назойливые камеры слежения и универсальный агент ЦРУ: компьютерные алгоритмы на службе искусства

"Bloom" («Цветение») — так называется выставка современного художника Тревора Паглена (Trevor Paglen), которой лондонская галерее Pace начала постковидный сезон. Имя Паглена на афише модного лондонского пространства, после многих недель вынужденного затворничества, самоизоляций и сеансов в зуме, более чем уместно.

Художник Тревор Паглен
Художник Тревор Паглен

Тревор Паглен, американский художник, проживающий в Берлине, известен тем, что запускал в космос «Орбитальный отражатель», охотился с длиннофокусной оптикой на секретные американские базы в Калифорнии и Афганистане, помогал Эдварду Сноудену в разоблачительных материалах о тотальной слежке.

Паглен, по первому образованию географ и естественник, в художественной практике осуществляет критику «глобального государственного надзора». Газета Guardian называет его «самым значительным с концептуальной точки зрения политическим художником», создающим амбициозные мультимедийные проекты. «Цветение» — из их числа.

Видео с камер, установленных на выставке транслируется в интернет
Видео с камер, установленных на выставке транслируется в интернет

На белых стенах галереи Паглен разместил масштабные изображения цветущих растений. Центральное место в экспозиции занимает голова «агента ЦРУ 60—х». Она реконструирована по архивам Вуди Бледсо, математика, пионера в создании искусственного интеллекта и программ распознавания образов.

Работа Тревора Паглена по воссозданию типичного образа «агента ЦРУ 60—х» © Pace Gallery
Работа Тревора Паглена по воссозданию типичного образа «агента ЦРУ 60—х» © Pace Gallery

Бледсо в своих изысканиях опирался на метод французского криминалиста Альфонса Бертильона. Бертильон еще в конце 19 века предложил метод описания людей на основе физических измерений. Cумма замеров, как предполагалось, давала возможность получить уникальные данные о каждом индивидууме.

Бледсо пытались создать «человеко—машинный» метод распознавания лиц по 22 замерам лица, включая длину уха и ширину рта. Он использовал простейший сканер и планшет. Интересно, что как только на лице возникала эмоция, к примеру, улыбка или гримаса, программа давала сбой и не узнавала физиономию. Исследования Бледсо через подставные фирмы финансировало ЦРУ.

Тревор Паглен на основе замеров, сделанных Вуди Бледсо, сконструировал «стандартную» голову, «модель личности и френологический череп», предназначенный для психологических оценок и прогнозирования преступности. Материализуя «агента ЦРУ», Паглен онтологически приравнивает искусственный интеллект с теорией известного криминолога Чезаре Ломброзо о «прирождённом преступнике.

«— Компьютерное зрение и искусственный интеллект распространились повсеместно. Работы на этой выставке стремятся дать представление о работе платформ, отслеживающих лица, природу и человеческое поведение, и о том, как самообучающиеся машины собирают данные и „воспринимают“ людей и ландшафты. Мне интересно исследовать как программы ИИ узаконивают формы расизма, патриархата и классового разделения и характеризуют сегодняшнее общества», —говорит Паглен.

Изображения цветущей природы созданы ИИ на основе реальных фотографий, сделанных Пагленом весной. «Если бы мне несколько лет назад сказали, что я буду работать с изображениями цветов, я бы посмотрел на говорящего так, будто он сошел с ума. Но эпидемия обострила чувство хрупкости, и это чувство было подавляющим. Я обнаружил, что обращаюсь к одной из самых старых метафор в визуальном искусстве, я думал постоянно об аллегории, трагической драме и тех моментах в истории, когда значения вещей глубоко перевернуты», — объясняет свои мотивы художник.

Цвет в серии «Цветение» построен на алгоритмах машинного обучения, программа разбивала оригинальные фотоснимки на составляющие — текстуры и объекты, и достраивала в общую целую картину. По словам Паглена, он визуализировал то, как ИИ воспринимает живую природу.

Кроме фотографий и скульптуры на выставке представлены рисунки, построенные на машинных алгоритмах и математических упрощениях. Содержание рисунков — маршруты авиалиний, поведение людей в разных жизненных ситуациях и в том числе алгоритмы при совершении покупок, аварии. Работы издалека напоминают абстракции, но при приближении цвет разделяется и из него бегут строки текста, похожие на спам в электронной почте.

Паглен визуализирует разнообразные формы бытования цифровых данных. К примеру, компьютерная база компании State Farm insurance предназначалась для распознавания отвлекающихся во время движения водителей и для корректировки страховых выплат в случае аварий. Выполненные художником рисунки пером по мотивам этих данных вскрывают их конструктивистскую природу.

Главный фокус «Цветения» — в камерах наблюдения, которыми набит выставочный зал. Одни камеры следят за посетителями, не скрываясь, другие — спрятаны и невидимы. Изображения с камер транслируются через многоканальный стрим — «Осьминог». Выставку таким образом можно посетить виртуально по ссылке, но кроме работ Паглена, удаленный визитер увидит прежде всего зрителей, их перемещения и реакции, наблюдатели становятся наблюдаемыми.

Обозреватель Guardian Джонатан Джонс рассказывает о своих ощущения после посещения галереи: «Меня словно парализовало, и я попытался найти уголок, где меня не могла бы увидеть камера. Затем я взял себя в руки и принялся изображать из себя искусствоведа, изучающего искусство. Но теперь это переживание было тревожным, опосредованным и ложным. Паглен не только параноик, он способен вызвать паранойю у других. Он создал многоуровневый проект, в котором ничто не является тем, чем кажется. Я действительно не знаю, насколько серьезно относиться к искусству на стенах. Ибо настоящей „выставкой“, по-видимому, являюсь я.»

Искусственное цветение, цифровые мозги, универсальный агент ЦРУ над всем этим — Тревор Паглен как диагност называет болезнь, но не дает протокола лечения. Тотальная слежка, вуайеризм, схема как догма — мир по Паглену застыл в невротическом ожидании атаки дронов и готов к чипированию.

Текст: Михаил Борисов

Редактор: Лиза Александрова

Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.