Найти тему
Анна Сокольская

До слез Чайковский потрясал...

23 сентября малый зал Санкт-Петербургской филармонии открывает сезон концертом Олега Вайнштейна.

В программе – музыка Чайковского: фортепианный цикл «Времена года» , Большая соната соль-мажор и парафраз из оперы "Евгений Онегин".

К теме времен года европейская культура обращается постоянно, она присутствует в картинах Брейгеля, произведениях Вивальди, Гайдна и других композиторов.

«Времена года» Чайковского, так же, как и романсы композитора, это - своего рода его дневник. Но если романсы – дневник-исповедь, то «Времена года» - музыкальная хроника жизни русской усадьбы: святки, масленица, жатва…

Этот цикл входит в число самых исполняемых произведений Петра Ильича, а вот Большую сонату соль-мажор - самое крупное из сольных фортепианных произведений Чайковского - мы можем слышать нечасто.

Как писал Ю.В.Келдыш: «монументальность формы и блестящая декоративная манера фортепианного письма сближают сонату с произведениями концертного жанра. Ее можно было бы назвать, подобно тому как Шуман озаглавил одну из своих сонат, «Концертом без оркестра».»

Можно сказать, что эта соната завершает «доонегинский» период творчества композитора.

Логическим финалом концерта станет парафраз Чайковского-Пабста на темы из оперы «Евгений Онегин».

-2

Павел Августович Пабст в свое время считался выдающимся исполнителем Шумана и Листа, а так же признанным автором транскрипций произведений своих современников. С Чайковским его связывали дружеские отношения, а его фантазии и транскрипции исполняли Сергей Рахманинов, Александр Зилоти, Константин Игумнов, Владимир Софроницкий и другие выдающиеся пианисты.

2020-й год – год юбилея Петра Ильича, и еще поэтому такой концерт пропустить нельзя.

Билеты: https://www.philharmonia.spb.ru/afisha/377452/