Среди общественности - и некоторых интеллектуалов - распространено мнение, что наука и религия фундаментально противоположны друг другу, несмотря на утверждения об обратном. Как сказал Ричард Докинз в своем эссе «Великая конвергенция» : «Для честного судьи предполагаемое сближение религии и науки - это неглубокая, пустая, пустая, сфальсифицированная фикция».
Частично это убеждение в невозможности примирения науки и религии сводится к убеждению, что эти две доктрины психологически несовместимы . Как кто-то может поверить в божественное существо, одновременно пытаясь понять мир посредством тщательного наблюдения и проверки гипотез?
Но новое исследование в области социальной психологии и науки о личности ставит под сомнение идею о том, что религиозные люди обычно менее научны. Джонатон Макфетрес из Массачусетского технологического института и его коллеги обнаружили, что, хотя связь между религиозностью и негативным отношением к науке довольно прочна в Соединенных Штатах, в других странах эта взаимосвязь сильно отличается.
Команда сначала изучила религиозность американцев и их отношение к науке в серии из девяти исследований, в которых приняли участие более 2300 человек. В каждом исследовании использовалась одна и та же мера религиозности: участники оценивали себя по шести утверждениям, например «Я верю в Бога» или «Я считаю себя религиозным». Но в исследованиях различались подходы к оценке позиции участников в отношении науки. Например, в некоторых исследованиях участники оценивали свой интерес к научным темам (например, робототехнике) по сравнению с нейтральными темами (например, музыкой), в то время как в других они отвечали на утверждения об их отношении к науке (например, «Мир лучше благодаря науке») .
Практически во всех исследованиях оценки по шкале религиозности были отрицательно связаны с оценками по шкалам естественных наук. То есть люди, которые были более религиозными, как правило, меньше интересовались наукой или более отрицательно относились к ней.
(Интересно, что эти исследования также включали экспериментальную манипуляцию: некоторых участников сначала «приучили» думать о религии, например, перечислив причины, по которым религия хороша, или скопировав отрывок текста о религии. Но это не повлияло на результаты, дополняющие другие недавние открытия, которые поставили под сомнение многие эффекты прайминга ).
Пока что неудивительно. Но сохранятся ли такие же отношения за пределами Соединенных Штатов? Чтобы проверить это, команда провела еще несколько исследований. Во-первых, они рассмотрели данные, которые уже были собраны в результате большого глобального опроса. В рамках этой оценки участники оценили свое согласие с тремя пунктами, касающимися науки (например, «Наука и технологии делают нашу жизнь более здоровой, легкой и комфортной»), и ответили на три вопроса о религиозности (например, «Насколько важна религия в твоей жизни?").
Команда изучила данные более чем 66 000 участников из 60 стран. И в целом они обнаружили небольшую отрицательную корреляцию между религиозностью и отношением к науке. Но это было далеко не согласованным между разными странами: некоторые страны показали положительную корреляцию, а другие не показали никакой взаимосвязи между ними.
Чтобы глубже изучить различия между странами, команда попросила людей из Бразилии, Чешской Республики, Филиппин, Южной Африки и Швеции выполнить те же измерения интереса к науке и отношения к науке, что и в первом наборе исследований. На этот раз - и это резко контрастирует с американскими результатами - в каждой стране были небольшие положительные корреляции: те, кто был более религиозным, как правило, немного больше интересовались наукой и имели более позитивное отношение к ней.
В целом результаты показывают, что для большей части мира отказ от науки не обязательно является признаком религии. Вместо этого авторы пишут, что «очевидные конфликты могут быть продуктом других социокультурных и исторических особенностей конкретных стран». Например, американское христианство имеет определенные аспекты религиозного фундаментализма, такие как буквальное толкование Библии, и многие политические консерваторы в США имеют прочные связи с правыми христианами. Подобные факторы могут помочь объяснить, почему в стране, похоже, возник уникальный конфликт между наукой и религией
Конечно, есть и другие интерпретации: возможно, американцы с научным складом ума склонны отвергать религию, а не наоборот. Я также ожидаю, что некоторые люди заклеймят одновременное сохранение как научных, так и религиозных взглядов «иррациональным» и возразят, что исследование мало говорит о примирении двух идеологий.
Хорошо - подобные философские споры вряд ли закончатся в ближайшее время. Для меня более интересно то, что исследование четко иллюстрирует проблему использования исключительно данных американских участников (или участников из других западных индустриальных обществ ) в психологических исследованиях. Каким бы ни был ваш взгляд на результаты, ясно, что широкие обобщения, основанные на такой узкой группе, могут привести к историям о том, как мы думаем и ведем себя, которые просто не соответствуют действительности для огромных слоев человечества.