Для нас, людей, пропаганда не выглядит как «пропаганда» (то есть «ложь», «фальсификация», «раскрутка» или «манипуляция»), когда она согласуется с нашими собственными убеждениями. Это правда, простая и ясная.
Чтобы справиться с потоком новостей, которыми нас засыпают, нам нужно перестать осуждать пропаганду. Мы должны хладнокровно препарировать всё это и отделять новости, которые помогают нам в наших приоритетах и потребностях, от новостей, которые этого не делают. Всё очень просто.
Если вы стремитесь к карьере пропагандиста, то должны это понимать. Ваш успех определяется не умением «скрывать свою пропаганду». Это лишь ваша способность создавать рябь, которая создаёт или разрушает пропаганду. Вот что делает пропаганду эффективной, даже когда люди знают о пропаганде — рябь.
В политической и религиозной пропаганде некоторым людям платят за пересылку чужого послания остальному человечеству. Это тот «камень», который вызывает круги на воде.
А ещё есть искренне верующие и фанатики. Они делают свою работу абсолютно бесплатно. Это те, кто находят что-то невероятно привлекательное в передаваемом послании. Они почти никогда не имеют тех же мотивов, которые есть у собственников пропагандистской машины. Но они находят тысячу причин любить своё дело. Они не только распространяют и расширяют пропаганду, но и усиливают её своими мнениями и страстью. Это и есть рябь.
Русские большевики называли таких «полезными идиотами». Мне не нравится эта фраза. Я нахожу это излишне унизительным. Кроме того, многие из этих «идиотов» имеют более глубокое понимание всей игры, чем кто-либо другой. Что важно в них, так это то, что они заставляют пропагандистское сообщение взлететь. Они бесценны. Всякий раз, когда вы видите всплеск числа этих фанатов, вы знаете: ваша пропаганда работает.
Ниже — плакат советской эпохи «Мир победит войну!». Сила советской пропаганды заключалась в её способности создать волну среди массы прогрессистов — людей с часто хорошим образованием и умственными способностями — которые несли пропагандистское послание, даже если сами были глубоко не согласны с коммунистическим мировоззрением и практикой.
В тексте также говорится: «Нас миллионы, сторонников мира!», что и на самом деле было правдой. Документы, открытые после окончания Холодной войны, подтвердили эпическое проникновение наших агентов влияния в западные мирные движения.
По материалам публикации (англ.).
Как определить, что материал, найденный в интернете (даже просто высказывание на каком-либо форуме) может исходить от «проплаченных ботов» (на Западе это называют «ферма троллей»)?
Нет надёжного способа отличить продукцию фабрики троллей от обычных фанатов различных политических оттенков. (Лучшая пропаганда создаёт мощную рябь среди реальных пользователей интернета, как уже было сказано выше.)
Однако природа платной пропаганды создает два отличительных признака:
- Платная пропаганда завязана на степень своей производительности. Это приводит к распространённому методу копирования и вставки. Целые предложения, фразы, визуальные лакомые кусочки мигрируют из текста в текст, из мема в мем, и всё это за очень сжатый промежуток времени. Цель состоит в том, чтобы это появилось в ежедневном отчёте об успешной работе фабрики троллей. Эти оргии копирования-вставки усиливаются мириадами ботов, наводняющих комментарии в социальных сетях.
- Идеально резкие, часто кратковременные всплески активности. В России, например, фермы троллей управляются так называемыми темниками (или сотниками). Это выглядит как короткие ежедневные указания из Администрации Президента по приоритетным вопросам для сегодняшней ленты новостей и комментариев. На продукцию фабрики троллей быстро переносится не только повестка дня, но и точные слова и предложения, так, чтобы они попали в онлайн-инструменты мониторинга, используемые руководителями пропаганды, которые сидят на правительственном бюджете в средствах массовой информации.
По материалам публикации (англ.).