Не устояв перед соблазном получить крупную сумму денег, многодетная мать рискнула шагнуть за черту закона, но при разоблачении махинации потеряла в несколько раз больше.
По необычному поводу однажды отправились в отдаленное село сотрудники комиссии по делам несовершеннолетних администрации одного из пригородных районов Бийска. Им предстояло не просто встретиться с местной жительницей Людмилой Балаевой (все имена и фамилии изменены, любое совпадение случайно), но и убедиться в том, что она действительно воспитывает третьего ребенка, который появился на свет совсем недавно при обстоятельствах, ныне вызывающих сомнения сотрудников правоохранительных органов. Как выяснилось, сыщики были правы в своих подозрениях.
И доказать это удалось их гражданским помощникам, вполне эффективно выполнившим на выезде свои профессиональные обязанности. Начав с обследования жилищно-бытовых условий проживания семьи, визитеры установили, что на самом деле в гражданском браке Людмила родила лишь двоих детей, а про третьего ребенка не знали даже соседи, от которых в деревне ничего не утаишь. Зато сожитель многодетной матери не стал ничего скрывать о главной тайне, сохраняемой в их семье, и откровенно поведал о том, как его гражданская супруга, получив финансовую помощь от новой знакомой, в недалеком прошлом совершила поездку по нескольким городам Сибири.
Обратно вернулась, имея на руках свидетельство о рождении мальчика Игната, оформленного на Людмилу, как будто это ее родной сын. Сожителю она заявила, что на самом деле решила помочь двоюродной сестре, забрав у нее новорожденного ребенка, а пока просила прописать его в их общем доме, что он и сделал. И только позже жена проговорилась, что на самом деле никакого Игната не существует и все бумаги на него оформлены обманным путем ради незаконного получения материнского капитала.
После таких откровений появилась реальная причина пригласить фиктивную мать к следователю в качестве подозреваемой в совершении мошенничества. Дисциплинированно явившись по повестке, женщина не стала ничего скрывать по поводу предыдущей своей лжи в различных официальных организациях. Судя по всему, она даже получила душевное облегчение после того, как отпала нужда лгать и притворяться. По словам Людмилы, все началось с мимолетного знакомства в Бийске с женщиной, представившейся Ольгой Чирковой.
Спустя совсем короткое время та позвонила Людмиле с предложением, от которого женщина не смогла отказаться, почувствовав реальную возможность разбогатеть за счет государства. Все сводилось к тому, чтобы Балаева оформила на себя чужого новорожденного ребенка, имеющегося у подруги Ольги. После этого им останется лишь получить и обналичить финансовые средства материнского капитала, полагающегося за рождение очередного ребенка. Была озвучена и доля Людмилы Балаевой от общей добычи в размере ста тысяч рублей при успешном завершении аферы. Ранее за своих детей молодая женщина уже получала подобную поддержку государства, поэтому не нужно было дополнительно пояснять всю незаконность того, что затеяла городская знакомая. Но денег заработать хотелось, поэтому Людмила отбросила всякие опасения и дала согласие искусительнице.
В указанный ей день, сев в автобус, будущая „мать“ чужого ребенка появилась в Бийске, где Ольга Чиркова раскрыла перед ней все подробности того, как они будут осуществлять свой план. Оттуда же хозяйка позвонила в Омск знакомой и договорилась с ней, что та сразу по приезде встретит с поезда гостью из Бийска на местном железнодорожном вокзале. Деньги на билет Ольга выдала точно по тарифу. Благополучно доехав до Омска, Людмила встретилась там, не разминувшись в вокзальной толчее, с двумя незнакомыми женщинами. У одной из них приезжая переночевала. И уже на следующее утро сообща принялись за дело. Вначале заехали по адресу, где взяли у хозяйки ее новорожденного малыша. Оставалось только с ним побывать в лечебном учреждении, где, предъявив фальшивую справку врачу, получили от него без дополнительных пояснений соответствующий документ, служащий аферисткам для фиксации факта, что Людмила Балаева будто бы родила мальчика у себя надому, так как не успела доехать до больницы.
За порогом медицинского кабинета настоящая мать ребенка, названного жительницей Алтая Игнатом, забрала его обратно и больше они не виделись. Да мальчик уже был и не нужен для оформления оставшихся документов в отделе ЗАГСа. Там, как и в больнице, поверили всему на слово. В обмен на заявление, написанное от чужого имени местной жительницей, на другой день выдали Людмиле подлинное свидетельство о рождении ее сына Игната Балаева. В этом документе в графе „мать“ значились ее фамилия, имя и отчество. Обратная дорога шла через Барнаул, где свою сообщницу встретила Ольга Чиркова, чтобы уже в дальнейшем всегда быть рядом с фальшивой роженицей до самого финала организованного ею мошенничества.
По всем оставшимся инстанциям в Бийске они так и ходили вдвоем, и везде злоумышленница преследовала свои собственные материальные интересы, прикрываясь Балаевой с ее документами на несуществующего в природе малыша, как живой ширмой. Таким образом, они без особых затруднений и бюрократических проволочек добились выдачи Людмиле государственного сертификата на материнский капитал на сумму 453 026 рублей. Сам документ, впрочем, тут же перекочевал в руки Ольги Чирковой. Снова знать о себе она дала спустя несколько недель, когда вызвала Людмилу в Бийск, чтобы обналичить материнский капитал. В этом, как оказалось, горожанка достаточно поднаторела. Она проводила гостью сначала в кредитное учреждение для подписания договора займа, понадобившегося на приобретение недвижимости в одном из сел Бийского района. Затем, после того как побывали еще в нескольких учреждениях, названия которых простодушная сельчанка просто не запомнила, они посетили коммерческий банк.
Затем побывали у риелтора, в кабинете которого оказалось, что купленная на имя Людмилы Балаевой квартира уже продана, а вырученные за нее деньги здесь же из рук в руки получила все до копейки Ольга Чиркова. После чего она исчезла, оставив мать нерожденного Игната Балаева без обещанной доли от общей финансовой добычи. В последний раз изображение обманщицы Людмила увидела только на фотографии во время процедуры опознания, проведенной правоохранительными органами. Но, к сожалению, до начала следствия Ольга не дожила, ушла из жизни, словно доказав, что неправедные деньги никого и никогда не сделают счастливыми. Так что нести ответственность за совершенное преступление Людмиле Балаевой довелось в одиночку.
По информации, предоставленной помощником прокурора города Бийска Ириной Демиденко, обвинение предъявили в мошенничестве, то есть хищении чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием, совершенном группой лиц по предварительному сговору в крупном размере. При назначении наказания был учтен ряд смягчающих вину обстоятельств: полное признание вины и раскаяние, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, изобличению и уголовному преследованию других соучастников преступления, а также наличие двух малолетних детей.
Как заявила помощник председателя Бийского городского суда Наталья Максимова, приговорили осужденную к двум годам лишения свободы условно с таким же по продолжительности испытательным сроком. Тем же решением суда удовлетворен гражданский иск управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края о взыскании с Людмилы Балаевой материального ущерба в размере 453 026 рублей в пользу бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации.
Федор Быханов.