Мне вчера психолог, работающая в детском саду Захара, сказала, что я гениально (блин, вот прямо так) работаю с ребенком, что за пять месяцев самоизоляции Захар стал намного лучше. В каком плане: понимание обращенной речи, ответы на заданные Захару вопросы, заданные Захаром вопросы. Психолог отметила, что с моим сыном получается выстроить диалог, не бог весть какой, с точки зрения нормального общения, но все же.
Наверное, я не самый тщеславный, может, не самый уверенный в себе человек, потому, когда хвалят меня за успехи сына, я автоматически ретируюсь. В кусты. Поджав хвост. "Да, Захар молодец, а, может, дорос просто", - все, больше ответить мне нечего.
Психолог отметила, что во время игры Захар отнес каску к строителю (игра типа паззл "Профессии") - и это верно, но, когда психолог оставила карточки с каской, строителем и пожарным и спросила, кому еще может быть нужна каска, Захарка уперто каску отдал строителю, наверное, пожарному и без нее неплохо.
"Он не устанавливает логические связи", - заключила психолог. И это не ново для меня. Печально, но не ново. И каску строителю сын отдал, скорее всего, только потому, что дома в такой игре каска шла именно строителю в комплект. Сын запомнил и в садике воспроизвел. Памяти спасибо, логике не вау.
Умный он, соображает в целом неплохо, очень расстраивает все, что касается вроде бы самого простого - умения жить. Вспомнить умыться утром, самостоятельно справиться с туалетом и мытьем рук с мылом, не забыть поесть. И самое главное - видеть, что ты не один. Здороваться, просить помощи, задавать корректные вопросы (не буду приводить примеры), дружить, не мешать, но уметь сохранить себя и свое (от вещей до пространства).
Мне иногда кажется, что если Захару дать свободу, он весь день простоит согнувшись над люком, слушая эхо своего "пу-пу!" Или закроет уши руками (не так давно вошло в обиход) и будет сам себе что-то говорить, слушая то же эхо и получая от этого столько эмоций, что не опишешь.
А умение читать и писать для Захара с РАС (расстройством аутистического спектра), чему так радуется наш логопед-дефектолог, все-таки второстепенно по сравнению с умением видеть людей.