Как мы описывали в статье об Этапах Исламского призыва, вторым по счету шёл — открытый призыв.
Читайте так-же по теме:
Ибн Хишам рассказывает: «Потом люди стали вступать в Ислам группами — и мужчины и женщины. Молва об Исламе распространилась в Мекке, люди стали повсеместно говорить о нем. Потом Аллах велел своему Посланнику явиться к людям с Его делом и говорить им открыто о том, что ему было ниспослано. До того, как Аллах велел Пророку открыто говорить о своей религии, он в течение трех лет вел Его дело тайно и скрывал свое пророчество. Потом Аллах сказал ему:
«Открыто рассказывай о том, что тебе велено, и отвернись от многобожников». [1]
Всевышний сказал:
«И увещевай своих близких родственников, защищай верующих, которые последовали за тобой! Если они ослушаются тебя, то скажи: «Я не причастен к тому, что вы творите!» [2]
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принялся исполнять повеление Всевышнего Аллаха, которое гласило:
«Открыто рассказывай о том, что тебе велено, и отвернись от многобожников» [3]
Он поднялся на камень, лежавший на вершине холма Сафа, и призвал выслушать его, обращаясь словами:
«О племя Фихра! О племя ‘Ади».
Услышав его голос, люди поспешили прийти, а кто не смог покинуть свой дом, посылал кого-нибудь вместо себя, чтобы узнать, в чем дело. Когда все собрались, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к ним:
«Скажите мне, если я сообщил бы вам, что за склонами этой горы находится конница, готовая напасть на вас, поверили бы вы мне?»
Они ответили:
«Да, ибо никогда мы не слышали от тебя ни слова лжи».
Тогда он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, я предупреждаю вас о скором суровом наказании».
После этого Пророк призвал людей засвидетельствовать о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, объяснив им, что эти слова отражают несомненную истину и станут спасением для них в мире вечном.
Однако, люди не восприняли истину. Наибольшую враждебность к Пророку проявил его дядя и сосед Абу Ляхаб, который воскликнул:
«Да пропадёт остаток дня твоего! И для этого ты нас собрал?!»,
после чего был ниспослан аят о нем самом:
«Да пропадут руки Абу Ляхаба, и сам он уже пропал. Не помогло ему его богатство и то, что он приобрел. Будет гореть он в огне пламенном. А жена его — носильщица дров. На шее у — веревка из пальмовых волокон» [4]
Далее Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стал обращаться с предостережением к отдельным родам, согласно ниспoсланному ему аяту («И увещевай своих близких родственников защищай верующих, которые последовали за тобой!»), со следующими словами:
«О курайшиты, купите души свои у Аллаха и спасайтесь от огня, ибо, поистине, не в силах я сам ни повредить вам, ни принести пользы, и никак не смогу я защитить вас от Аллаха!
О род бану Ка'б ибн Луайй! Спасайтесь от Огня, ибо, поистине, не в силах я ни повредить вам, ни принести пользы!
О род бану Мурра ибн Ка'б, спасайтесь от Огня!
О род бану Кусайй! Спасайтесь от Огня, ибо, поистине, не в силах я ни повредить вам, ни принести пользы!
О род Абд Шамс! Спасайтесь от Огня!
О род Абд Манаф! Спасайтесь от Огня, ибо, поистине, не в силах я ни повредить вам, ни принести пользы!
О хашимиты, спасайтесь от Огня!
О род 'Абдуль-Мутталиб! Спасайтесь от Огня, ибо, поистине, не в силах я ни повредить вам, ни принести пользы, и никак не смогу я защитить вас от Аллаха! Просите, чего хотите из моего имущества, но ни в чём не смогу я помешать Аллаху!
О Аббас ибн Абдуль-Мутталиб! Никак не смогу я защитить тебя от Аллаха!
О Сафийа бинт 'Абдуль-Мутталиб, тётя посланника Аллаха! Ни как не смогу я защитить тебя от Аллаха!
О Фатыма, дочь Мухаммада — посланника Аллаха! Проси у меня чего хочешь, но от Огня спасай себя сама, ибо никак не смогу я щитить тебя от Аллаха!
А что касается наших родственных связей, то я буду и впредь поддерживать их, как подобает!» [5]
Ответом курайшитов на открытый призыв Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стало их изумление и возмущение. Они оправдывали себя тем, что не хотят отказываться от своей религии и традиций, заявляя о том, что следуют тому, чего придерживались их предки. В ответ Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призывал их не быть слепыми подражателями заблуждений, в которых пребывали их предки, а следовать истине, пришедшей к ним от Господа, а также задействовать здравый рассудок и логику мышления. Он утверждал о том, что идолы, которым они поклоняются, не способны причинить им ни вреда, ни пользы, и предупредил о том, что наследование заблуждений предков не станет для них оправданием.
Всевышний Аллах по этому поводу сказал следующее:
«А когда им говорят: «Придите к тому, что ниспослал Аллах и Его посланнику», они говорят: «Довольно нам того, на чем нашли мы наших отцов!» Неужели так, если даже их отцы ни о чем не ведали и не следовали прямым путем?» [6]
После того, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, опорочил их богов и назвал глупыми их воззрения, они нашли для себя оправдание относительно своего идолопоклонства, приписав его к традиции их отцов. Но Посланник Аллаха, в свою очередь, в ответ на их оправдания, назвал также глупцами и их предков. Они посчитали неприемлемыми обвинения в адрес своих предков и договорились осуществлять всяческое противодействие распространению Ислама (за исключением тех, кого оградил от этого Всевышний Аллах, направив их в Ислам (кроме дяди Пророка — Абу Талиба, который просто поддерживал и защищал его, да благословит его Аллах и приветствует).
[1] «Хиджр», 15:94
[2] «Аш-Шугара / Поэты», 26:214-216
[3] «Хиджр», 15:94
[4] «Аль-Масад / Пальмовые волокна», 111:1-5
[5] Хадис передал Бухари и Муслим
[6] «Аль-Маида / Трапеза», 5:104
Из описанного выше фрагмента жизнеописания Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мы можем извлечь три вывода: