Прекрасных литературных произведений великое множество, но вряд ли найдется человек, который прочел их все.
Каждого из нас воспитывали по-разному, прививая собственный вкус и взгляд на мир. Уже в первые годы жизни детям предоставляют выбор с какой игрушкой играть и какую книжку читать. Спрашивают: чего ты хочешь?
А потом, отдав ребенка в школу, удивляются, услышав "не хочу" и "не буду". Но ведь это вполне нормально, что заданная учителем книга, может оказаться не по душе. Главный вопрос первоклассника: почему раньше разрешали выбирать, а теперь нет?
Что же делать?
В школьную программу включена литература, имеющая определенную ценность для роста личности и воспитания характера. Поэтому, знакомиться с ней надо, предварительно разобравшись с детским "не хочу". Попробуйте выяснить, в чем конкретно проблема? Что именно не понравилось в этом издании?
Задача родителя - заинтересовать юного читателя и переиграть моменты, которые кажутся непонятными, скучными и вызывают отторжение.
В первом классе мне купили сокращенный вариант повести "Васёк Трубачёв и его товарищи". Я очень любила чтение, но эту книгу даже не открывала. Просто не понравилась обложка - на ней трое странно одетых мальчишек идут куда-то с рюкзаками и красным флагом. О чем здесь написано? О школе, уроках, походах и кострах? Не хочу такое читать. Маминым заверениям, что книга интересная я не вняла, и ей пришлось оставить меня в покое.
Двадцать лет простояла на полке повесть Валентины Осеевой. Недавно я прочла ее и тысячу раз пожалела, что не сделала этого раньше! Это потрясающая, поучительная и совершенно не скучная история.
На прилавках современных магазинов много ярких красивых книг. Но и старые труды наших авторов нельзя забывать. В них много правильного и доброго. А какой живой богатый язык и неповторимая атмосфера!
Поэтому, если ваше чадо упрямится, сядьте с ним рядом и прочтите первую главу вместе. Озвучивайте персонажей разными голосами, разбавляйте повествование личными воспоминаниями: у меня в детстве был такой же елочный шар, в моей квартире висела похожая люстра, все дети раньше носили валенки - в том числе и я.
Ребенку станет интересно, сюжет оживет и превратится в картинки - цветные, реалистичные и увлекательные.
Пара слов о Ваське Трубачёве.
Перед нами школьный новогодний праздник 1941 года. Дружные одноклассники готовятся к выставке. Приглашены родители и военные. Васёк встречает своего папу и провожает к месту в зрительном зале.
Со второй главы тон истории переходит с бодрого и праздничного на трогательный и семейный. Оказывается, у Васи и его отца дома большое горе - мальчик учится жить без матери, а мужчина - без жены.
У других ребят жизнь тоже кипит событиями, хорошими и плохими:
Мазин помогает приятелю в учебе, и их уроки проходят не где-нибудь, а в самой настоящей лесной хижине, занесенной снегом.
Перед его подопечным, Петей Русаковым, кроме уроков стоит еще одна нелегкая задача: принять новую жену отца, хотя одно слово "мачеха" вызывает у мальчика страх и сомнения.
- Ты всегда придумаешь чего-нибудь... А мне бы только одно наверняка знать: добрая она или злая? - задумчиво сказал он. - Почему это нельзя сразу человека узнать?
- Узнать, пожалуй, можно, - протянул Мазин.
- А как? - заинтересовался Русаков.
- Принеси ей дохлую кошку.
- Совсем дохлую?
- Не совсем... наполовину... чтоб еще мяукала... Или собаку. Одно из двух.
- И что?
- И посмотри: выкинет она ее или накормит. Кто любит животных, тот добрый человек, а кто их не жалеет, тот сам дрянь! - объяснил Мазин.
- Это верно... А где же мне эту самую дохлую кошку взять? Если поймать да заморить какую-нибудь? - сморщившись, сказал Петя.
- Ну, и будешь сам дрянь, - отрезал Мазин.
Это прекрасная теплая история о дружбе, взаимовыручке, трудолюбии и семейных ценностях. Познакомиться с ней никогда не поздно.