Являясь руководителем и одновременно основной ведущей литературно-музыкальной гостиной "Серебряный Ворон", часто сталкивалась с тем, что при произнесении волшебной фразы "А теперь свободный микрофон" повисала неловкая пауза, а потом кто-то из гостей спрашивал:
- Может, вы нам почитаете?
Я соглашалась и читала одно, другое, третье. Мне нравилось декламировать стихи, но часто получалось так, что если ведущей была только я, а специальных гостей приглашено не было, выступать приходилось мне одной.
Нет, люди не оставались безучастны. Они подходили, задавали вопросы, даже рассказывали свои истории, но это потом - за кадром.
Однажды я спросила одну из наших постоянных слушательниц:
-Почему так? Вот вы сейчас читаете стихи, что-то вспоминаете, а на "свободном микрофоне"...
-Милая моя, так первой всегда страшно выступать, - ответила она. - Вроде, и хочется что-то сказать, а вдруг не то ляпну.
Я задумалась и вспомнила, как когда-то в школе, да порой и в институте, не решалась дать ответ на вопрос преподавателя, даже если на 90% была уверена в своей правоте. Иногда только самые бойкие и активные отвечали на поставленный вопрос, разворачивая целую дискуссию, к которой вскоре подключались и мы.
Я поделилась проблемой с нашим верстальщиком Пашей, который уже не первый год проводил мероприятия в своём клубе документального кино.
Внимательно меня выслушав, он предложил: "А приходи на кинопоказ в эту субботу, там всё и обсудим".
И я пришла. Немного поговорив со зрителями о предстоящих мероприятиях "Серебряного Ворона", я опустилась в кресло. Но поговорить с Пашей мы не успели. Он волновался перед мероприятием, то и дело подходил к монитору, затем к фотографу Евгению, чтобы убедиться, что тот правильно понял задачу и снимет именно то, что нужно. Переговаривался с приглашёнными гостями.
Наконец, в зале погас свет. На экран пал луч света, и на белом полотне развернулись первые кадры документальной ленты.
Фильм был интересный, сильный, рассказывающий о жизни простой женщины, работающей путевым обходчиком на железнодорожной станции.
После просмотра повисла небольшая пауза, нужно было время, чтобы суметь словесно передать то, что чувствовал каждый при просмотре.
В этот момент на сцену вышла писательница и литературный агент Евгения З., которая презентовала свою книгу и поделилась впечатлениями о фильме. После неё выступила наша корреспондент Марина, затем корреспондент Анна Геннадьевна из другой газеты, с которой и прежде приходилось пересекаться на общих мероприятиях. Каждый выразил свою позицию чётко и ясно, не желая идти на компромисс.
Казалось, выступления закончились, но зал оживился, и полились разговоры о фильме, разгорелись споры о том, должна ли женщина жить одна, всегда ли это правильный выбор... мы вышли из зала библиотеки спустя час после окончания просмотра.
На дворе стояла весна. Фотокорреспондент Женя, кинодокументалист Паша и корреспондент местной газеты Анна Геннадьевна закурили, всё ещё продолжая обсуждать кинопоказ.
Наклонившись ко мне, Паша произнёс:
-Теперь понимаешь, что нужно делать?
-Да, со спикерами классно придумано, - оценила я идею. - Так просто и сложно одновременно!
-Да, зал надо раскачать, а потом его и не остановишь, помнишь ведь, как было на мероприятии, посвящённом битве под Москвой?
Конечно, я помнила - тогда мы ушли намного позже, чем планировали.
О том, как прошло мероприятие, посвящённое наступлению под Москвой, и почему мы долго не могли завершить мероприятие, я расскажу в другой раз. А в тот вечер я поняла, что на встречи всегда надо приглашать спикеров. Или специально подготовленных или просто гостей, которые любят и умеют говорить. Ведь именно они, историки, филологи, учителя, кинематографисты, журналисты, чтецы, поэты, писатели, просто книголюбы, приглашённые для беседы, делают наши встречи интересными и помогают расшевелить зал. Именно благодаря им звучат стихи, истории и просто важные слова в нашем "свободном микрофоне".