Найти тему
Смотри в себя

Духовный отец — это тот человек, с которым я советуюсь. Объясняет профессор Алексей Осипов

Кто такие духовные наставники, прозорливцы и чудотворцы? Как их найти? Чем опасно пристрастие к наставникам? На эти вопросы ответил богослов, заслуженный профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов.

Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, писатель, православный катехизатор.
Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, писатель, православный катехизатор.

Алексей Ильич Осипов, учёный-богослов:

Любая зависимость — это уже рабство. Я хочу обратить внимание не на те виды зависимости, которые широко известны в обществе — любовная, алкогольная, игровая, наркотическая… А о зависимости церковной, очень актуальной проблеме и очень опасном явлении.

Все вы знаете, что в наши дни идёт активный поиск духовных наставников — прозорливцев и чудотворцев. Причём это массовое явление в обществе приводит подчас к плохим последствиям в жизни людей.

Игнатий Брянчанинов писал: «Охраняйтесь от пристрастия к наставникам. Многие не остереглись и впали вместе с наставниками в сеть дьявола. Пристрастие делает любимого человека кумиром — от приносимых этому кумиру жертв с гневом отвращается Бог. И теряется напрасно жизнь, погибают добрые дела!»

Кажется, насколько это благочестиво — иметь духовника, наставника. Но посмотрите, святые отцы предостерегают, что боговдохновенных наставников нет. Это означает, что нет таких духовников, которые говорят так, словно через них говорит сам Бог.

Зависимость от духовников может привести к самым неожиданным последствиям. Когда люди получая совет от лжедуховника, попадают в крайне затруднительные жизненные обстоятельства.

Почему люди впадают в зависимость от духовных наставников? Первый фактор — это искание святого человека. Второй — заключается в том, чтобы получить от этого человека максимум удобств и полезности для этой жизни. Он же прозорливый чудотворец. Он скажет, как надо сделать, и с меня снимется всякая ответственность за мои поступки. Вот эти мысли многими движут.

Люди теряются перед лицом трудностей и начинают искать, как слепые котята, где и кто им подскажет. Кто-то идёт к колдуну, кто-то — к экстрасенсу, кто-то — к священнику. Люди ищут помощи. От слепоты.

Но самая главная причина — люди не знают православия. Это колоссальная беда. Всё православие у людей часто сводится к чисто внешней форме церковной жизни: сходить на исповедь, причаститься, подержать пост, подать записки, заказать молебен, поставить свечку…

Но, когда всё православие сводят к этому, то происходят неполадки с душой. Потому что всё вышеперечисленное — это всё формы, которые должны помочь в борьбе со своим ветхим человеком. Вся суть православия — чтобы человек исполнил главную заповедь Христа —... будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».

Не нужны Богу все эти средства. Но если эти средства становятся главными — отсюда проистекает масса самых неприятных вещей.

Очень многие люди на такие Таинства, как Исповедь и Причастие, смотрят, как на магические действия. Что сказать такому человеку? Что это футляр, коробка… а не то содержимое, что называется православием. Нужно просвещать людей.

Что такое православие? Нужно следить за своей душой. Если будешь каяться в нарушениях и будешь понуждать себя жить по Евангелию, то будешь освобождаться от страстей и зависимостей. Если коротко сказать, то нужна христианская жизнь. Но что это такое? Надо же объяснять.

Очень трудно без духовного руководства. Но ещё труднее найти духовника. Если найдёте разумного, искренне верующего священника и знающего писания святых отцов и дающего советы не от себя, а от отцов, то это будет великое благо.

Почему я говорю «разумного»? К сожалению, среди священников и монахов встречаются не очень разумные, которые дают опрометчивые советы, от которых потом взвыть можно.

Если вы стали на путь веры, крайне необходимо изучать творения святителя Игнатия Брянчанинова. Этот духовный писатель изложил в своих томах всё святоотеческое учение о духовной жизни применительно к нашему времени.

Изучать Брянчанинова и советоваться с кем-то. Духовный отец — это тот человек, с которым я советуюсь, а не подчиняюсь, как раб.

Сейчас к сожалению, идёт лавина извращения отношений между духовником и мирянином. Пётр Домаскин пишет: «Много я получил вреда от неопытных советников».

Повторяю, ещё раз: совет, а не послушание. Об этом твёрдо пишут святитель Игнатий и святитель Феофан. В наше время это — советование, а не послушание... в отношении духовных отцов.

Совет я могу принять, а могу не принять. Никакого греха в этом нет! А если лжестарец скажет: «Вот как надо делать. Я сказал!», сразу надо бежать. От приказывающих духовников и старцев нужно бежать, как от огня. Это надо знать.

Разумный духовник характеризуется смирением: «Я думаю, что так… Святые отцы говорят, что так… Но вы подумайте, посмотрите…» Вот что скажет человек с правильным духовным устроением.

А если он начнёт указывать: разводись, женись, переезжай, покупай, продавай… Ясно, что такой человек весь одержим гордыней. Бегом от него за тысячу вёрст.

Ещё статья: Почему опасно обращаться к колдунам и магам?.. Объясняет профессор Алексей Осипов.

Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.