Найти в Дзене
GR.Cards

Штрафы за отсутствие тахографа и несоблюдение режимов труда и отдыха

В этом году российские перевозчики стали нести повышенную ответственность за нарушение требований по эксплуатации тахографов и за игнорирование норм времени управления транспортными средствами. Новые штрафы распространяются на всех владельцев и водителей грузовиков категорий N2, N3, автобусов категорий M2, M3. Наряду с коммерческими организациями, обязанность устанавливать тахографы теперь возлагается и на физических лиц, правда для некоторых категорий "частников" есть отсрочка. Основные моменты, о которых нужно знать, мы постарались перечислить в этом обзоре. Законодательная база Все нововведения были приняты согласно ряду постановлений и приказов, принятых российскими властями в течение 2018-2019 гг. Главное о новых штрафах В случае, когда транспорт вышел в рейс без тахографа, либо с тахографом, который не соответствует закону или неисправен, перевозчики рискуют получить штрафы, прописанные в первых двух частях Статьи 11.23 КоАП Стоит отметить, что к штрафам может привести нарушение
Оглавление

В этом году российские перевозчики стали нести повышенную ответственность за нарушение требований по эксплуатации тахографов и за игнорирование норм времени управления транспортными средствами. Новые штрафы распространяются на всех владельцев и водителей грузовиков категорий N2, N3, автобусов категорий M2, M3. Наряду с коммерческими организациями, обязанность устанавливать тахографы теперь возлагается и на физических лиц, правда для некоторых категорий "частников" есть отсрочка. Основные моменты, о которых нужно знать, мы постарались перечислить в этом обзоре.

Законодательная база

Все нововведения были приняты согласно ряду постановлений и приказов, принятых российскими властями в течение 2018-2019 гг.

  • Сначала появился ФЗ №386, который обязывает физические лица устанавливать тахографы на грузовики (массой от 3,5 тонн) и автобусы (свыше 8 пасс. мест).
  • В дальнейшем президент подписал ФЗ №216, согласно которому в Кодексе РФ об административных правонарушениях была закреплена ответственность за езду без тахографа и за несоблюдение РТиО в виде новых штрафов.
  • Дополнительно в 2019 году Минтранс конкретизировал требования по оснащению транспорта физ. лиц в главных тахографических приказах №273 и №36.
  • Правительство, в свою очередь, утвердило новые правила техосмотра, согласно которым все ТС категорий N2, N3, M2 и M3 должны проверяться на предмет наличия тахографа.
  • И, наконец, в преддверии 2020 года в ПДД был внесен раздел №26, определяющий четкие нормы времени управления транспортным средством и отдыха для физических лиц.

Главное о новых штрафах

В случае, когда транспорт вышел в рейс без тахографа, либо с тахографом, который не соответствует закону или неисправен, перевозчики рискуют получить штрафы, прописанные в первых двух частях Статьи 11.23 КоАП

Стоит отметить, что к штрафам может привести нарушение требований к эксплуатации тахографов. Например, отсутствие карты водителя или передвижение с просроченной картой, неправильная эксплуатация карты, блокировка карты водителя, отсутствие руководства по эксплуатации тахографа и калибровочной таблички в кабине.

В случае несоблюдения норм времени управления ТС и выявления нарушений режимов труда и отдыха перевозчикам грозит ответственность, обозначенная в 3-й части этой же статьи кодекса

Важно понимать, что теперь за нарушение режима труда и отдыха будут привлекаться и должностные лица, и юридические лица, но только если доказано, что водитель действовал согласно составленному графику движения. Для этого у юрлица будут запрошены необходимые материалы, а представителя вызовут на комиссию для расследования инцидента.

Более наглядно все новые санкции представлены в этой таблице

Важно знать, что многие штрафы можно предотвратить, если правильно эксплуатировать тахограф и научить этому водителей. О том, что часто приводит к штрафам и как этого избежать читайте в этой статье: "Ошибки при эксплуатации тахографа. Почему они возникают и как их предотвратить?"

Главное о режимах труда и отдыха водителей

Многие водители и владельцы транспорта справедливо задаются вопросом, как на самом деле они должны соблюдать режимы труда и отдыха. В отношении компаний (юр. лица и ИП), сотрудники которых работают на автомобилях, требования сформулированы в Приказе Минтранса России от 20.08.2004 №15. Для физических лиц, эксплуатирующих грузовики и автобусы, нормы РТиО изложены в новом пункте ПДД.

Кто в обязательном порядке должен использовать тахографы?

Транспорт коммерческих организаций (категории N2, N3, M2, M3) уже давно должен передвигаться с тахографами на борту, за исключением городских автобусов, которым предписано установить контрольное оборудование не позднее 1 июля 2021 г.. При этом для всех грузовиков и автобусов действует строгое правило устанавливать цифровые тахографы, так как аналоговые тахографы давно под запретом. Если транспорт работает в пределах РФ, то обязательно нужно использовать тахографы с блоком СКЗИ. При наличии лицензии международного перевозчика позволено применять тахографы ЕСТР. Использовать оба типа тахографов одновременно запрещено: об этом прямо говорится в Приказе №36 (Приложение №3, Пункт №2).

Что касается физических лиц, то после появления ФЗ №386 было непонятно, какие категории частного транспорта должны быть оборудованы тахографами с 1 ноября 2019 года, а у каких есть отсрочка. Позже ясность внёс Минтранс: в новой редакции Приказа №273 появились этапы оснащения "частников". Выглядит это так:

Скачать таблицу в PDF

Вы можете получить анализ всех данных о соблюдении режима труда и отдыха всеми водителями вашего автопарка при помощи программного обеспечения GR.CARDS. В подробном отчёте вы получите расшифровку всех данных и увидите какие нарушения были допущены. Это даст вам возможность обучить водителей, поменять регламент работы и исключить возможные штрафы от ГИБДД.

Дополнительные требования и ответственность

Ещё больше усиливают ответственность изменённые правила техосмотра. С этого года обязательная диагностика грузовиков и автобусов включает в себя проверку тахографа. Без тахографа техосмотр не пройти, а:

  • управление транспортом без техосмотра: 500-800 рублей для водителя;
  • выпуск на линию транспорта без техосмотра: 500 рублей для должностных лиц, 50 000 рублей для юридических лиц.

Кто уполномочен проверять ТС на наличие тахографа и выписывать штрафы?

В первую очередь, это прерогатива ГИБДД. И сейчас, когда требования к тахографам и штрафы окончательно закреплены в законах, у сотрудников Госавтоинспекции не остаётся юридических препятствий. Инспектор вправе удостовериться в том, что:

– в автомобиле установлен тахограф, отвечающий требованиям законодательства;

– водитель правильно эксплуатирует тахограф и карту водителя;

– в кабине есть установочная табличка и руководство по эксплуатации тахографа.

С водителя могут потребовать распечатку информации о последних рейсах, чтобы убедиться в умении работать с тахографом и удостовериться в соблюдении РТиО. Кстати, в некоторых регионах, сотрудники Госавтоинспекции используют программные комплексы анализа данных с карты водителя, которые позволяют увидеть все совершенные нарушения режимов труда и отдыха, записанные на каре водителя.

Но инспектор ГИБДД не имеет полномочий запрашивать свидетельство о поверке тахографа и другие дополнительные документы технического плана. Их придется предъявить, если проверку осуществляют сотрудники Ространснадзора или Росстандарта. Нельзя забывать и о Федеральной службе по труду и занятости (Роструд), которая может проинспектировать автопарк на предмет соблюдения норм времени управления ТС.

До сих пор активность госорганов в плане проверки тахографов в основном сводилась к профилактическим мероприятиям. Многим перевозчикам известны так называемые рейды "Тахограф", когда наказания носили избирательный характер и ограничивались чаще всего штрафами только для водителей. Однако нельзя сомневаться в том, что сейчас контроль усилится и строгую ответственность будут действительно нести должностные лица и руководство компаний.

Как обезопасить себя от штрафов?

1. Установить правильный тахограф.

2. Проинструктировать водителей, как именно они должны пользоваться тахографом, снабдить их инструкцией и лентой для тахографа.

3. Регулярно считывать данные с карт водителей и обеспечивать их хранение.*

4. Следить за исправностью карт водителей и за своевременным перевыпуском карт.**

5. Следить за исправностью тахографов.

6. Контролировать, правильно ли водители используют карты водителя, особенно если в рейсе два водителя.

7. Контролировать, соблюдают ли водители режимы труда и отдыха.

* Приказ Минтранса №36 обязывает выгружать данные о работе водителей каждые 28 дней и хранить их не менее 1 года.

** По закону карту водителя необходимо переоформлять каждые три года. По истечении этого срока карта считается недействительной.

Делать все это вручную – огромный труд.

Наше программное обеспечение GR.CARDS поможет автоматизировать контроль водителей и тахографов. При минимальных вложениях и даже бесплатно вы можете:

считывать и хранить данные с карт водителей (бесплатно);

оперативно расшифровывать данные с карт водителей (бесплатно);

контролировать, как сотрудники соблюдают свои обязанности;

отслеживать потенциальные неисправности в тахографах;

формировать табель учета рабочего времени;

своевременно пресекать нарушения режимов труда и отдыха.

Регистрация в программе GR.CARDS

Скачать бесплатную программу для считывания карт водителей