Найти в Дзене
Дмитрий Ермаков

Иванушка-дурачок и царь Иван (из цикла "Сказки Масляной реки")

Жил в селе Большом на реке Масляной богатый мужик. Была у него жена. Были два старших сына с жёнами – во всём ему помогали, и он их жаловал. Да был ещё младший – непутёвый. Его и сам отец, и братья, и жёны их звали Иванушкой-дурачком.
Мужик-то не больно добрый был, жена его и боялась, а тайком-то младшего сына жалела, она одна его Ваней да Ванюшей и звала…
Ну, у дурака и жизнь дурацкая. Всё шиворот-навывоворот Иванушка делал: правый лапоть на левую ногу надевал, тулуп – мехом наружу напяливал; велят ему отец или братья воды принести – он из колодца на землю льёт, велят дров наколоть – он поленом по топору колотит…
Вот отец его и в поле сеять пахать не брал, и в город торговать не отправлял, а оставлял всё дома с матерью.
А у матери была любимая одна коровка, Малуша. Мать её в общее стадо не отпускала, сама пасла, на заветный лужок водила.
Ваня эту корову тоже любил, для неё отдельно травку косил, сенцо в зиму сушил…
Пришла беда – заболела и умерла матушка. Отец да старшие братья с жёнами погрустили да и забыли, а Иванушка всё забыть не мог, горевал. Некому стало его пожалеть.
И за коровой Малушей он теперь один ухаживал: сам и пас, и доил, и чисти, и холил.
Других-то коров братьевы жёны доили-обряжали…
Пришли как-то старшие братья с поля, а Иванушка, как раз свою Малушу с заветного лужка во двор вёл.
- Эх ты, Иван-дурак, - старший брат говорит, - бабьим делом занимаешься, корову обряжаешь!
- А мне Малуша, как матушка родная, - Иван ответил да на двор с коровой ушёл. Его братья и отец уж и в избу пускать не стали – живи, мол, на дворе со своей коровой.
Кинет Иванушка сена под бок, да и ляжет на скотном дворе. От обиды, бывает, и заплачет. Так Малуша, подойдёт да в щёку-то его и лизнёт, пожалеет, и правда, как матушка…
Так и жили…
О ту пору приехал на Вологду грозный царь Иван. Затеял он большой собор в Вологде строить, новые стены да башни вокруг города возводить – дел много! С царём, ясное дело, бояре да дворяне понаехали, все со своей дворней. А ещё строители – землекопы да каменщики. Всех кормить надо.
Вот и стали по окрестным деревням и сёлам царские слуги ездить – пропитание для царского двора, для бояр и для строителей закупать.
И до села Большого такой царский слуга-дворянин добрался и стал проверять у каких хозяев какой хлеб, какое молоко да масло. Пробует: это для строителей купим, это для дворян да бояр, а это для самого царя батюшки.
Понёс и мужик-богач со старшими сыновьями на двор, где закупщик остановился, хлеб да масло.
Масла-то они целый бочонок принесли, да отдельно ещё в горшочке, то, что Иванушка-дурачок из молока свой коровы сбил.
Попробовал закупщик их хлеб и масло и говорит:
- Хороший у вас хлеб – для строителей куплю. Хорошее и масло в бочонке – это боярам пойдёт. А вот этот горшочек – на стол самому царю-батюшке поставлю.
Обрадовался мужик, что у него всё купили. Домой со старшими сыновьями вернулся, сидят – деньги пересчитывают. Про Иванушку-дурачка и не вспомнили.
А горшочек с маслом от Ивановой коровы в тот же вечер оказался на царском столе. Грозен царь Иван, а вкусно поесть и он любит. Попробовал масла из горшочка да и спрашивает:
- Откуда это масло?
- С речки Масляной, живёт там мужик с семьёй, коров держит, масло сбивает, - ответил ему дворянин.
- Так привезите мне этого мужика с его семьёй и коровами, пусть здесь в Вологде, рядом с моим дворцом живут. Хочу, чтобы каждый день такое масло у меня на столе было.
На следующее утро, только солнышко встало, царский дворянин уж на речку Масляную выехал, к обеду в селе Большом был, велел привести к нему мужика-богача с сыновьями и объявил им царскую волю.
Мужик и старшие сыновья обрадовались, в тот же день скарб на телеги уложили, коров своих в стадо собрали и поехали в город, где для них уж новый дом рядом с царским дворцом строили.
Только Иванушку с Малушей в старом дому и оставили.
- Твоё, Ваня, дело дурацкое – тут живи, а мы уж при царе будем, старший брат сказал.
- Тебе, дурачку, с коровой-то и без нас хорошо, - средний брат добавил.
И уехали. В городе в новый богатый дом поселились. Коров подоили, масло взбили. Подали то масло царю на стол. Царь Иван масло попробовал. «Хорошо, - говорит, - маслице, да не то». - «То самое, царь-батюшка, из села Большого, с реки Масляной, - дворянин ему отвечает. - Хозяин с семьёй, как тобой приказано, рядом с дворцом поселились, тех самых коров доят».
- Как ты смеешь мне перечить! - грозный царь вскричал. - Подать сюда хозяина.
Привели мужика-богача пред царские грозные очи.
- Отвечай, от твоих ли коров с реки Масляной масло мне на стол подавали?
- От моих, царь батюшка!
- Почему же в первый раз масло было очень вкусное, а в другой раз – вкусное да не такое?
- Не знаю, царь батюшка.
Осерчал грозный царь, ногой топнул:
- Думай, а нет, так я прикажу тебя в темницу на цепь посадить.
Тут-то и смекнул мужик, что в первый раз подали царю на стол масло из молока коровы Малуши.
- Вспомнил, царь батюшка! Есть у меня ещё сын, Иванушка-дурачок, а у него корова Малуша. Так думаю – не из её ли молока то масло было делано…
- Почему же не Ивана с его коровой, рядом с моим дворцом поселили, а его отца, что своего же сына дураком зовёт? - у дворянина царь спрашивает.
А тот про Ивана-то с его коровой и слыхом не слыхивал. «Виноват, - говорит, - царь батюшка. Всё исправлю».
В тот же день мужика со старшими сыновьями, с их жёнами и коровами обратно в село Большое отправили, а Ивана с его Малушей в Вологду привезли.
Попробовал царь масло, что Иван сбил. Велел его к себе призвать. Пришёл Иван, поклонился царю, а тот милостиво ему сказал:
- Молодец, Иванушка. И никакой ты не дурачок, а настоящий знаток своего дела. Скажи, есть ли у тебя секрет какой, что ты такое вкусное масло делаешь?
- Я, царь батюшка, коровушку свою не обижаю, ухаживаю за ней, как меня матушка научила – вот и весь секрет.
Остался Иван в Вологде рядом с царским дворцом жить, никто его уже дурачком не называл. Да он дурачком-то и не был.
Но вскоре грозный царь Иван уехал из Вологды, с ним и бояре да дворяне. И решил Иванушка в родное село на речку Масляную вернуться. С отцом сговорился – отдал ему и старшим братьям дом в Вологде, а сам с коровой Малушей, с телёночком пёстрым да с молодой женой на родину вернулся. Лучшим маслоделом по всей реке Масляной был. Да и по Вологде.