Сразу скажу, я не претендую на вселенскую мудрость и универсальные рецепты, просто расскажу, как выстраивала систему запретов для своего ребенка.
Моей дочери 2,5 года, понятно, что запреты у нее есть, и их довольно много уже.
Но они появились отнюдь не сразу. Главной целью при введение запретов для меня были избегание негативизма. Во-первых, не хотелось, чтобы дочь воспринимала запрет как нечто плохое, во-вторых хотелось, чтобы она не видела в запрете враждебное действие с моей стороны.
До года: ничего не запрещала
Вообще ничего, потому что мне представляется абсолютно бесполезным занятием запрещать что-либо младенцу. Это задача родителя - сделать так, чтобы ребенок физически не смог дотянуться до запретного, пнуть кого-то в транспорте, схватить блестящие штучки на сумке незнакомой тети и тд..
Поэтому до года запреты имели чисто физическое ограничение. Да, я проговаривала, мол, это нельзя, но видела, что вообще впустую.
От года до полутора: осознание факта запрета
Около года дочь впервые осознала, что ей что-то запрещают. Это был восхитительный момент - обнаружить, что можно остановить ребенка словом, а не физически схватить за руку.
Естественно, от слов дочка останавливалась далеко не всегда. И жутко обижалась, когда я что-то запрещала.
На этой стадии я также брала нам себя выполнение запрета и физически останавливала. Я не ожидала, что дочь начнет выполнять запреты, было вполне достаточно, что она их начинает осознавать как концепцию.
Запреты на этом этапе были очень простыми и односложными. Например, "Мы не берем чужие вещи" вместо "Если мальчик разрешит, то можно поиграть его игрушкой". На мой взгляд проще запретить вообще, чем заставлять полуторалетнего ребенка вникать в условия, при которых запрет перестает быть запретом.
От полутора до двух с половиной: запреты выполняются и становятся сложнее
После полутора лет дочь уже вполне хорошо осознавала запрет, чтобы его выполнить. И я начала требовать их выполнения.
По возможности я старалась давать альтернативу запрету. Например, в унитазе руки мыть нельзя, а в раковине можно.
Сейчас если запрет повторяется из раза в раз, то дочь его принимает как нормальное ограничение и исполняет. Хотя реакция на первые разы запрета бывает очень бурной.
Если запрещаю, а ребенок ревет
У меня есть право запретить, а у ребенка есть право расстроиться из-за этого и пореветь. И у ребенка есть право получить мое сочувствие.
Острая реакция на запрет обычно выглядит следующим образом. Ребенок падает на землю и орет, отталкивает меня. Потом идет обниматься и реветь маме в плечо. Я утешаю, говорю, мол, конечно, ты расстроилась и можешь поплакать, но вот это вот все равно нельзя. И говорю, что люблю, потому что хочу, чтобы ребенок знал: запрет ни в коем случае не может означать, что мама не любит.
Я не запрещаю плакать. Никогда.
Ни один ребенок не ревет ради удовольствия. А если вспомнить, что психика в этом возрасте крайне незрелая и, фактически, без тормозов, то станет понятно, что запрет на выражение эмоций - это какой-то изощренный садизм.
Но при этом плач не должен становиться способом получить желаемую отмену запрета. Он должен быть бесполезен в этом качестве.
Не запрещаю шуметь в публичных местах
Считаю, что для каждого запрета - свое время. В два с половиной года для такого запрета - рано.
Пока затрудняюсь сказать, когда введу такой запрет. Полагаю, что ориентировочно около четырех лет, но это не точно, буду на дочь смотреть.
Вообще считаю запреты и здоровое отношение к ним очень важным для формирования психики человека.
Поделитесь, как вы формировали запреты и отношение к ним для своего ребенка? Что было для вас самым трудным?