Всех приветствую!
Ситуация, указанная в заголовке, нечастая, но довольно неприятная, если в нее попасть, согласны? "Однозначно, платить!" - скажут одни. "Нет, я же это еще не купил?" - скажут другие. Так давайте разберемся: стоит ли платить, если Вы разбили неоплаченный товар в магазине? Об этом и будет наш сегодняшний материал!
Что говорит закон?
Если следовать здравому смыслу, логике и нашему законодательству, товар в магазине - собственность магазина до тех пор, пока Вы его не оплатили, а значит, магазин заставить или принудить Вас заплатить за него не может по законодательству РФ:
Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения - наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей.
(Ст.179 УК РФ)
Поэтому заставить Вас по закону никто не может.
Идем дальше. Описанная ситуация с разбитой посудой или бутылками может произойти из-за того, что многие магазины "любят" ставить между стеллажами островки с акционными, сезонными товарами или тупо с неразобранными паллетами, а посему читаем документ, в котором закреплено минимальное расстояние прохода в торговом зале:
Ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале должна быть не менее, м:
1,4 — при торговой площади до 100 м2;
1,6 — при торговой площади от 100 до 150 м2;
2,0 — при торговой площади от 150 до 400 м2;
2,5 — при торговой площади от 400 м2
(СНиП 2.08.02–89)
Что это означает? То, что, согласно статье 1064 Гражданского Кодекса РФ лицо, причинившее вред, освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен не по его вине (ГК РФ, ст.1064, п.2)
Именно поэтому в описанном случае с паллетой по центру зала, а также, если Вы, предположим, взяли с полки бутылку, а остальные "потянулись" за ней и рухнули, или если пол был влажным и Вы поскользнулись - Вы не виноваты. Не забудьте сфотографировать это, пока сотрудники магазина не уничтожили Вашу единственную улику.
Что может предпринять руководство магазина?
Понятно, что: заставить Вас возместить ущерб, иначе вышестоящее руководство всё равно этот ущерб "раскидает" на всех сотрудников и платить придется им, поэтому Вам могут угрожать вызовом охраны и даже вызовом полиции. Это не должно Вас пугать. В Ваших действиях нет состава преступления или правонарушения и полиция тут ни при чем. В случившейся ситуации действует исключительно гражданское законодательство по взысканию ущерба.
Что Вы можете возразить руководству магазина?
- Что Вы напишете жалобу в Пожарный надзор и Роспотребнадзор (разумеется, с приложением фотоматериалов) о несоответствии прохода торгового зала законодательству РФ, и магазину придется отвечать, заплатив штраф;
- Что если Вас не отпускают или насильно удерживают, а тем более если запугивают - Вы сами вызовете полицию и напишете заявление о противоправных действиях сотрудников магазина. Главное, старайтесь зафиксировать на видео (или аудио) их действия, а если у Вас есть свидетели - то вообще отлично.
- Что, если они хотят, могут попробовать с Вас взыскать ущерб в судебном порядке. И только так. Это их право.
Поэтому действуйте смелее, ссылайтесь на законодательство, "наезжайте" на них, ведь в случившемся есть их вина, и она - основная. Надеемся, наш материал Вам поможет в подобных ситуациях, хотя, конечно, лучше бы их не возникало ))
А на сегодня всё! Не забывайте подписываться на канал в Телеграме: там выходят анонсы предстоящих публикаций и проходят голосования, какой материал Вы хотите видеть следующим: t.me/ofmenru