Британский юмор – своеобразный знак качества. Тонкие шутки, остроумный взгляд на ситуацию, двусмысленность и каламбуры создают уникальный сплав из глубокого взгляда на жизнь и сарказма, доходящего до жестокости. Всё это присуще как классическим, так и современным комедийным сериалам и шоу с Туманного Альбиона.
К сожалению, отечественный зритель не слишком хорошо знаком с классикой британского телевидения. Многим будет трудно назвать что-то помимо «Шоу Монти Пайтона», «Шоу Фрая и Лорри» и «Шоу Бенни Хилла» (которое стало весьма популярным в нашей стране, а на родине постоянно подвергалось критике). Тем не менее британская комедия не просто жива, но и процветает. Пример тому – три великолепных сериала, выходивших в разные годы последних двух десятилетий - «Лига джентльменов», «Психовилль» и «Внутри №9».
С чего всё началось?
В 90-е годы трое молодых людей поступили в Бреттон Холл Колледж, в графстве Йоркшир. Их имена: Стив Пембертон, Рис Шерсмит и Марк Гэтисс Позже к ним присоединяется сценарист Джереми Дайсон, которому довелось учиться в чуть более приличном месте. Познакомившись и обнаружив общую страсть к чёрному юмору, молодые люди создают комедийную труппу «Лига джентльменов». Труппа становиться всё популярней и после получения в Эдинбурге награды «Золотая роза Монтрё» (престижный фестиваль в области телевидения), заключает контракт на создание сериала с BBC.
В 1999 году на экраны выходит «Лига джентльменов».
Лига джентльменов
«Лига джентльменов» - скетч-шоу, действие которого объединено одним местом действия, провинциальным городком Ройстон Вэйси, и персонажами, появляющимися в каждой серии.
Большинство скетчей слабо связаны друг с другом. Колоритные персонажи сосуществуют в сумасшедшем мире английского захолустья, где каждый предан своему сумасшествию и фактически волен творить что пожелает. Среди персонажей помешанные на чистоте и жабах супруги Харви и Вэйл, таксист-транссексуал Барбара, злобный инструктор по поиску работы Полин, мясник Хиллари Брисс, у которого жители города покупают «особый товар». И «привратники» Ройстон Вэйси – чета Тэттсирап, содержащая местный магазин и крайне негативно настроенная к чужакам. На столько негативно, что большинство путников их магазин больше не покидает.
Все основные роли исполняют вышеупомянутые Стив Пембертон, Рис Шерсмит и Марк Гэтисс. Делают они это на столько гротескно, что один вид персонажей вызывает улыбку. А далее в дело вступает его величество Чёрный Юмор. Сталкиваясь с нормальными людьми, герои скетчей проявляют себя во всей красе: они делают жизнь окружающих невыносимой, оставаясь верными своим бзикам до последнего. Чего стоят только «инструкции» Полин! А уж невезучие посетители «местного магазина» и вовсе могут попрощаться с жизнью.
Сериал напичкан циничными шутками до краёв. Некоторые сцены, конечно, окажутся слишком мрачными или же отталкивающими для некоторых зрителей. В сегодняшних реалиях некоторые скетчи и персонажей представить фактически невозможно (например, транссексуалы высмеиваются в сериале довольно жестко). Буду честен, создатели иногда перегибают палку. Но в целом, сериал способен очень сильно рассмешить тех, кто оценит всю полноту сарказма британских авторов.
Психовилль
Следующим крупным проектом Риса Шерсмита и Стива Пембертона становится сериал «Психовилль». Как и в «Лиге джентльменов», они исполняют большинство ролей.
Однако при создании «Психовилля» авторы заметно больше внимания уделили сюжету. Теперь это не просто скетчи, а полноценные сцены, параллельно двигающие сюжет каждой из линий, чтобы в итоге сплести их воедино.
Сериал всё ещё строится на чёрном юморе. Но теперь он стал тоньше, поскольку мы больше знаем о персонажах, их характере. Да и в целом, абсурдность уступила место некой безумной иронии. Тем не менее классических чёрных шуток и гэгов всё равно хватает. Если честно, то я влюбился в первую же шутку в сериале. Она открывает первую серию и сразу задаёт тон для оставшегося сезона.
Однако теперь сериал состоит не только из комических скетчей. В сериале появилась драма, и вполне серьёзная. Если в первых сериях вы смеётесь над персонажем, то к середине сезона начинаете его понимать, а позже даже сочувствовать. Это делает сериал тяжеловесней, чем та же «Лига джентльменов», но именно из-за этой черты «Психовилль» увлекает гораздо сильнее. Хотя, конечно, сюжет тут всё же не на первом плане. Не первом плане тут образы.
Шерсмит и Пембертон играют больше половины ролей. Но каждому из них уделено значительно больше внимания: у каждого из них есть предыстория, явные мотивы, страхи и желания. Теперь это не просто гротескные карикатуры, но живые люди, каждый со своим сумасшествием и со своей драмой. Тут и однорукий клоун-пьянчуга, и мать с сыном, увлекающиеся историями серийных убийц, и карлик-телепат, влюблённый в Белоснежку. Они и другие персонажи умудряются заставить зрителя смеяться над вещами, которые очень тяжело назвать хотя бы забавными. При этом персонажи значительно объёмней тех, что воплощались в предыдущих работах.
В итоге «Психовилль» стал шагом в развитии для «Лиги джентльменов». Он остроумный, смешной, циничный, злобный, пугающий, трагичный и совершенно безумный. Казалось, что Рис Шерсмит и Стив Пембертон нашли идеальный для себя формат. Но они не собирались останавливаться.
Внутри №9
Никаких скетчей. Никакой связи между персонажами и историями в разных эпизодах. Лишь 3 вещи объединяют сериал в единое полотно: чёрный юмор, дуэт Шерсмит-Пембертон и тот факт, что действие всех серий происходит внутри №9 (номер дома, квартиры или комнаты). В остальном, сериал состоит из отдельных короткометражных фильмов, каждый со своим сюжетом, персонажами и настроением.
Жанровое разнообразие явно вдохновляло авторов (снова Рис Шерсмит и Стив Пембертон). Теперь от серии к серии общий тон может меняться весьма кардинально. После фарсовой «Тихой ночи» мы переходим к «Том и Джерри», очень мрачной и депрессивной серии. Становится ли сериал от этого хуже? Наоборот! Более целостный сюжет, глубже проработанные персонажи, восхитительный юмор и неожиданные повороты влюбляют в сериал. Да и самих жанров стало больше: чёрная комедия, комедия положений, драма, триллер, детектив. И все они прекрасно воплощены.
Кончено, тут снова блещут Пембертон и Шерсмит. Во «Внутри №9» в полной мере раскрывается их актёрское дарование. Персонажи вызывают одновременно и смех, и озноб от того, что они творят. Гротеска стало заметно меньше, что компенсируется остротой шуток. Эпизод «Последний вздох» так и вовсе становится очень яркой сатирой, раскрывающей пропасть, в которую алчность может ввергнуть обычных людей. При самом смелом сравнении, «Внутри №9» можно назвать «Чёрным зеркалом» от мира чёрного юмора.
Вместо заключения
Все три сериала хороши, каждый по-своему. В них есть над чем посмеяться, и над чем подумать. Они способны развлечь после тяжёлого рабочего дня и увлечь, похитив ваши выходные. А ещё, их юмор сейчас актуален. За последние несколько лет весь мир стал шутить в британском стиле: сарказм, злая ирония, пост-ирония. Всё это есть в работах Шерсмита и Пембертона.
Поэтому «Лига джентльменов», «Психовилль» и «Внутри №9» - однозначно рекомендуются к просмотру тем, кто не чурается злободневных, острых и циничных шуток, приправленных отличной актёрской игрой.