Всем привет! Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным миром домашних игровых консолей и чуть-чуть углубимся в историю... Ведь я отобрал для вас десятку самых дорогих и необычных приставок, которые появились на заре становления игровой индустрии. Мы вспомним Neo-Geo, продукты от Philips и Atari, не забудем Sega и многих других лидеров индустрии того времени! Это уже третий выпуск. Усаживайтесь поудобнее и мы начинаем!
4. "Intellivision" текущая цена 940$ или 69 843 рубля (на момент старта продаж в США в 1979 году стоила 300$)
*Небольшое дополнение касаемо стоимости консолей тогда и сейчас | в первой части (а ссылка на нее, как и на вторую, будет в самом конце материала) я объяснял, что нынешняя цена приставки вычисляется с учетом инфляции и затем переводится в рубли по текущему курсу $
Название консоли "Intellivision" расшифровывается следующим образом: "intelligent television", или по-нашему - интеллектуальное телевидение. Начнем с козырей, что же такого "интеллектуального" несла в себе данная приставка? К ней можно было подключить внешнюю клавиатуру, которая превращала Intellivision в полноценный домашний ПК, где можно было писать программы и учиться. Это было ноу-хау, например, через год выйдет "Magnavox Odyssey 2", которая вообще будет иметь встроенную клавиатуру в своем корпусе, и многие производители начнут встраивать базовые функции ПК в свои продукты. Но, как говорится, первый блин всегда комом! Компания Mattel (производитель консоли) допустила ошибку в конструкции клавиатуры, которая приводила к ее частым поломкам - брака оказалось так много, что спустя всего пару месяцев продаж выпуск клавиатуры решили полностью приостановить.
Ну а что там с играми? - спросите вы. Intellivision выпускалась на рынок как убийца Atari 2600 (очень успешная консоль, которую мы с вами обозревали в прошлом выпуске, и к слову, одна только эта модель поддерживала бизнес Atari десятилетиями). Mattel снабдила свою консоль очень мощным на тот момент железом, которое позволяло воспроизводить игры с очень качественной графикой. Вот несколько скриншотов. Вы только не смейтесь, но тогда это было почти что революцией. Сами игры традиционно распространялись на картриджах. Консоль нельзя назвать успешной, хотя первая партия приставок разошлась сумасшедшим тиражом в 200 тысяч всего за пару месяцев... но в дальнейшем ее продажи начали падать. Всему виной отказ Mattel от идеи выпускать внешнюю клавиатуру. Многие приобретали себе Intellivision для "работы", а уже потом воспринимали консоль как игровое устройство.
Под работой я подразумеваю простые операции вроде подсчета налогов. В США налоговая система организована таким образом, что налогоплательщик сам высчитывает свой "долг" перед государством. Наверняка многие из вас помнят старые американские фильмы, где главный герой или его родственник сидит с калькулятором и считает семейный бюджет и налоги. Так вот, Mattel рекламировала свою консоль как лучший инструмент для подсчета налогов, и уже потом как домашнюю игровую консоль. Отсюда и все дальнейшие проблемы с продажами... Но Mattel не сдавались и вместо клавиатуры выпустили дополнительный модуль "Intellivoice", который позволял озвучивать внутри игровые тексты (аналог "голоса за кадром"). Затем была Intellivision 2, а еще через год наступил 1983 год - начало кризиса индустрии компьютерных игр, поэтому запланированная Intellivision III была отменена, хотя консоль уже демонстрировали на публике, были заявлены такие фичи, как поддержка принтера, возможность запуска игр с Atari 2600, 6-канальный звук и встроенный модуль синтеза речи. Не судьба(
Наверняка многие из вас слышали о том, что червяк Джим возвращается, и выйдет он эксклюзивно на некой таинственной консоли "Amico"... Так вот, она представляет собой наследие intellivision и теперь у нее несколько иной слоган: "intellivision together again". Да-да, это очередная попытка зайти на рынок видеоигр и мне очень интересно посмотреть, что из этого выйдет. На консоли будут запускаться полюбившиеся многим игрокам популярные ретро игры, только "прокачанные" под стандарты 2021 года. Выглядит как минимум очень интересно!
3. "3DO Interactive Multiplayer" текущая цена 1250$ или 92 875 рублей (на момент старта продаж в США в 1993 году стоила 700$)
The 3DO Company называла свою консоль "Самой революционной игровой системой во вселенной", и их нельзя было обвинить во лжи. Графика была фотореалистичной, приставка была оснащена CD-приводом, который запускал не только игры, но и позволял просматривать диски формата "Video CD", "Photo CD" и "Audio CD" | говоря простыми словами, эта была полностью мультимедийная консоль - смотрите дома фильмы или слушайте музыку! Она даже поддерживала запуск некоторых ПК игр через модуль расширения "3DO Blaster". Казалось бы... хит! Но производство консоли было очень дорогостоящим, так как в 3DO сделали ставку на технологии: приставка комплектовалась двумя графическими сопроцессорами, имела отдельный математический сопроцессор; 16-разрядный цифровой сигнальный процессор, ядром системы выступал 32-разрядный RISC-процессор (очень быстрые вычисления за счет упрощённой системы команд).
Кроме всего прочего многие компании испытывали свой последний шанс на рынке видеоигр. Это сейчас мы ассоциируем консоли с такими тремя гигантами, как Sony, Microsoft и Nintendo. А тогда за рынок боролись SEGA, Atari, SNK, Commodore, The 3DO Company и Nintnedo. И да, консоль не принадлежит компании Philips - она занималась ее производством. К тому времени у Philips уже был некоторый опыт в производстве консолей, так как ранее она тоже пыталась выпускать свои игровые системы. 3DO, или правильное будет сказать "The 3DO Company" - это отдельная компания, заручившаяся поддержкой Philips, в результате чего мир увидел консоль "3DO Interactive Multiplayer". Аналогичный союз должен был состояться между компаниями Sony и Nintendo, что привело бы к появлению консоли "SNES-CD". Я привожу этот факт для того, чтобы вы понимали, почему логотип Philipis так очевидно выделяется на корпусе консоли. Это производитель. Такой же заметный логотип можно увидеть на прототипе SNES-CD.
Об окончании поддержки консоли было объявлено в 1996 году - последним гвоздем в гроб 3DO стала консоль PlayStation, вышедшая годом ранее.
2. "NEO GEO" текущая цена 1290$ или 95 847 рублей (на момент старта продаж в США в 1989 году стоила 650$)
Эта консоль представляет собой очень дерзкий эксперимент японской компании SNK. Раньше в Японии и Штатах были очень популярны аркадные игровые залы (в стране восходящего солнца они до сих пор пользуются бешеной популярностью, например, последняя "вменяемая" часть Metal Gear Solid вышла... на аркадном автомате "Metal Gear Arcade" в 2010 году | почему вменяемая? потому что в 2016 Konami выпустила MGS для слот-машины, или по-нашему однорукого бандита...) Аркадные автоматы всегда опережали домашние игровые консоли по качеству графики и звукового сопровождения, иногда из-за дополнительных мощностей сам геймплей кардинально отличался от "домашнего" порта - на экран можно было выводить большее количество врагов, и скорость игры была процентов на 20-30% быстрее, чем на можно было "выжать" из обычной консоли. Это уже потом в настройках некоторых игр, когда консоли набрали жирка, появилась возможность включать turbo-режим...
В любом случае я полагаю, что вы уже догадались, что сделали разработчики из SNK? Они занимались выпуском очень популярных игровых автоматов. Домашние игровые консоли стали набирать популярность, а у компании SNK был уже достаточно большой список популярных тайтлов. У SNK было 2 пути: простой - это выпустить порты своих хитов на консоли от Nintendo и Sony, и сложный - прыгнуть на уходящий поезд и попробовать сделать свою консоль. Японцы легких путей не ищут, и в 1990 году миру представили игровую консоль "NEO GEO" - устройство, которое способно воспроизводить аркадные игры БЕЗ КАКИХ-ЛИБО ОГРАНИЧЕНИЙ у вас дома... за 650$. Всего было продано около 1 миллиона устройств. Вы думаете она провалилась? Нет! Она поддерживалась до 2004 года (хотя выпуск консолей прекратили уже в 1997 году)! 5 лет эта консоль существовала параллельно с PlayStation.
Как она умудрилась приносить прибыль своим создателям? Приставка очень дорогая - ее могли позволить себе единицы, даже в Штатах. Первое время эту консоль давали на прокат только в элитных отелях Японии и Америки (так SNK пытались определить, стоит ли им выходить на глобальный рынок). Игры на консоль тоже очень дорогие, по сравнению с конкурентами. Но при всем при этом, из-за высокой цены - даже миллиона покупателей было более, чем достаточно, чтобы для консоли выпускали игры целых 14 лет! (всего под NEO GEO был выпущен 521 проект).
Вот собственно и все! Мы с вами подходим к концу... Осталась только одна консоль. Она настолько уникальна, что ей будет посвящен целый выпуск... Если вы пропустили первую и вторую часть, то ссылки на них:
- Magnavox Odyssey 2, Sega Saturn и Atari 5200 (первая часть | Дзен)
- Fairchild Channel F, PlayStation 3 и Atari 2600 (вторая часть)
Если у вас есть идеи, какая консоль является самой дорогой в истории, то пожалуйста, поделитесь своими предположениями в комментариях под этим выпуском.