Найти тему

Куда же движется современная система образования?

Оглавление

Автор статьи: Василий Вачикович Шахгулари - эксперт ЮНЕСКО, бизнес-тренер, практикующий психолог, кандидат педагогических наук.

Уважаемые читатели, прежде чем приступить к прочтению статьи, убедительно прошу подписаться на мой канал в телеграме "Лестница Роста".

Общество и профессиональный мир продолжают развиваться и изменяться с развитием технологий и началом Четвертой индустриальной революции (переход на полностью автоматизированное цифровое производство, управляемое интеллектуальными системами в режиме реального времени в постоянном взаимодействии с внешней средой, выходящее за границы одного предприятия, с перспективой объединения в глобальную промышленную сеть Вещей и услуг). Это, в свою очередь, оказало огромное влияние на сферу образования, что привело к ряду растущих тенденций в мировом образовании. Эта тенденция должна быть знакома любому преподавателю вуза, которая непосредственно влияет на систему подготовки будущих специалистов.

По мере того, как преподаватели готовятся к внедрению этих последних образовательных разработок, я хотел бы им напомнить о наиболее важных тенденциях в сфере образования, которые уже начали активно себя проявлять на рынке образовательных услуг.

1. Технологические тенденции в преподавании и обучении.

-2

Технологический взрыв за последние два десятилетия, который произошел в экономике не оставил позади и сектор образования. Компьютеры и Интернет изменили способ доступа учащихся не только к информации, но и к самим занятиям. К осени 2017 года более 6,5 миллионов студентов обучались дистанционно в высших учебных заведениях.

Рост технологических возможностей означает, что теперь существуют различные средства массовой информации и средства поддержки обучения, которые помогают учащимся получать высококачественное образование через Интернет.

Эта тенденция представляет собой ряд преимуществ и недостатков для преподавателей и учебных заведений, которые хотят и дальше предлагать своим обучающимся качественное образование, необходимое им для процветания.

Информационные технологии, например, очевидно не способствуют стремлению студентов к изучению межличностных навыков. У них может не быть встроенных возможностей общаться со своими однокурсниками, как в аудиториях в традиционной форме. Например, возможности для лидерства в групповых проектах не проявятся так органично, как раньше.

Онлайн-платформа также может заставить педагогов изменить способ преподавания. Им будет сложно изменить свой подход к планам уроков, чтобы учащиеся оставались вовлеченными, даже если они не могут видеть преподавателя лично.

К счастью, появление онлайн-классов и обучения, основанного на технологиях, также открывает множество возможностей для преподавателей и их учебных заведений. Многие преподаватели сразу замечают большую гибкость, которую они могут предложить в своем учебном процессе. Платформы могут предлагать студентам возможность позже посмотреть лекции в прямом эфире или их записанные версии. Преподаватели могут оценить это преимущество для учащихся.

Онлайн-характер этих курсов может также повысить способность педагогов предлагать различные стили обучения. Учащиеся продвинутого уровня могут получить дополнительные учебные ресурсы и задания, чтобы побудить их еще более углубиться в учебный материал, не прерывая ход учебного занятия.

Системы управления обучением также могут упростить преподавателям отслеживать успеваемость учащихся по курсу. Они могут видеть, как их обучающиеся участвуют в трансляциях и записанных уроках. Поэтому у преподавателей появляется более эффективная система отслеживания, которая позволяет им проводить своевременное обучение по мере необходимости.

2. Обучение межличностным навыкам: основная тенденция в высшем образовании.

-3

Согласно прогнозу Всемирного экономического форума «Будущее рабочих мест» , некоторые из наиболее важных навыков на рабочем месте должны включать в себя: критическое мышление, решение проблем, управление людьми и творчество. Работодатели хотят видеть новых профессионалов, которые умеют принимать трудные решения и демонстрируют свои лидерские способности.

Чтобы успешно подготовить учащихся к их будущей карьере, школы должны иметь такую подготовку, которая помогла бы учащимся развивать эти навыки.

Однако, как уже говорилось ранее, одновременная тенденция к онлайн-обучению создает проблемы для многих учителей. Многим педагогам нужно будет найти способ сбалансирования экранного времени, проводимого в виртуальном классе, с важностью поощрения учеников к совместной работе для развития навыков межличностного общения.

Школы, развивающие новые формы поощрения развития основных навыков, позволят понять, что эта тенденция предлагает им ряд возможностей для роста. В частности, такие школы получат конкурентное преимущество в сфере высшего образования. У их студентов будет больше возможностей для трудоустройства, что в дальнейшем улучшит показатели успешности их выпускников.

3. Студенческая тенденция: уменьшение концентрации внимания.

-4

По мере того, как развивались информационные технологии, изменилась и концентрация внимания студентов. Например, в исследовании, проведенном Microsoft, изучалась общая продолжительность концентрации внимания в период с 2000 года, когда началась мобильная революция, по 2015 год. Они обнаружили, что продолжительность концентрации внимания людей уменьшилась на невероятные 4 секунды - с 12 секунд до 8. Это падение в основном было обусловлено новыми информационными технологиями.  

Изменения в объеме внимания также можно отнести к проблемам поколений. Например, миллениалы, которые в значительной степени выросли на этой технологии, имеют отличные характеристики от поколения X и бумеров, которые были до них.

В частности, миллениалы сообщают, что, когда контент очень интересен, они могут уделять внимание в течение более длительного периода времени, чем предыдущие поколения. Однако, когда этот контент не привлекает их, то они одними из первых отключают говорящего. 

Чтобы удерживать внимание миллениалов, представляемый им контент должен иметь отличные визуальные эффекты и диалоги, а также интересную сюжетную линию, которая привлечет их внимание. Эта более молодая группа людей, которая больше всего заботится о повествовании и визуальном характере интересующего их контента, чем другие возрастные группы.

Эту разницу во внимании можно также увидеть в поведении миллениалов по сравнению с другими возрастными группами. Среди молодых людей 77 процентов говорят, что они потянутся за телефоном, если их не заинтересует какая-нибудь проблема. Однако среди лиц старше 65 лет только 10 процентов сообщают то же самое.  

Это изменение в тенденциях внимания также оказывает огромное влияние на то, как преподаватели корректируют свои занятия и удерживают внимание студентов в процессе изучения материала. Современным преподавателям необходимо найти подачи материалов, которые привлекут внимание их учеников, многие из которых являются поколением миллениалов. При разработке курса занятий необходимо помнить о важности сильного повествования и визуализации элементов урока.

Однако не нужно забывать о том, что, когда ученики имеют перед собой наглядный и увлекательный материал, у них повышается мотивация на обучение. Современные студенты хотят, чтобы на них обращали внимание, и они ценят взаимодействие. Преподаватели, которые активно взаимодействуют с такими учениками, способствуют их росту в учебном процессе.

4. Содействие обучению в сравнении с преподаванием.

-5

Конечно, по мере развития технологий изменилось и отношение преподавателей к обучающимся. Студенты, обладая огромным объемом информации, сегодня имеют возможность для самостоятельного открытия огромного количества фактов и знаний. Поэтому преподаватели в учебном процесс в большей степени выполняют вспомогательную роль. Их работа постепенно превратилась в такую деятельность, которая помогает студентам понять, как лучше учиться, как правильно открывать и понимать информацию, которую они находят.

С другой стороны, такая деятельность может создать некоторые проблемы для преподавателей, которые должны работать над своими собственными навыками лидерства и решения проблем. Они должны научиться поддерживать диалог и создавать среду, в которой ценится командная работа.

Лучшими преподавателями будут те, кто помогает студентам брать на себя ответственность за свое обучение.

По мере того, как преподаватели становятся более вовлеченными в процесс обучения учеников, выясняется, что они быстрее получают обратную связь об эффективности проведенного занятия. 

Преподаватели, которые хотят больше сосредоточиться на развитии своих студентов, а не просто на передаче знаний, найдут эту новую модель очень полезной.

5. Тенденция к непрерывному обучению.

-6

Каждая промышленная революция поразительным образом меняла характер рабочих мест. Текущая четвертая промышленная революция может повлиять на невероятные 50 процентов рабочих мест, поскольку огромный технический прогресс приводит к изменениям в том, как люди выполняют свою работу. Профессионалы, которые хотят оставаться конкурентоспособными в своей среде, должны будут постоянно повышать свою квалификацию. Они не могут рассчитывать на то, что образование, полученное в первой половине своей профессиональной карьеры, будет вечным.  

Вместо этого полученное образование должно сопровождаться непрерывным обучением. Это требует от учебных заведений формировать у своих студентов, преподавателей и сотрудников установку на саморазвитие. В учебных планах должно отводиться место для обучения навыкам самообучения, чтобы студенты могли продолжать учиться и заниматься в выбранных ими областях.

Тем не менее школы, которые учатся овладевать этими навыками, имеют возможность оставаться на связи со своими выпускниками на протяжении всей их карьеры. Они могут предложить курсы непрерывного обучения, которые позволят их бывшим ученикам участвовать в новых разработках в своих областях и гарантировать, что они будут возвращаться в свой альма-матер за поддержкой и образованием, в которых они нуждаются.

Это дает школам шансы на рост по мере создания новых программ и возможностей обучения взрослых, чтобы помочь своим выпускникам преуспеть в меняющемся профессиональном пространстве.

Технологии меняют общество, они также оказывают пагубное влияние на то, как люди зарабатывают и готовятся к своей профессиональной карьере. Я уверен, что школы, которые учатся оставаться на вершине этих изменений, станут успешнее, чем другие. Поэтому эти тенденции уже начали влиять на образование и они станут точкой роста высших учебных заведений.