На «Кинотавре» прошел широкоэкранный спецпоказ нового киноспектакля Ивана Вырыпаева «УФО», который режиссер поставил на карантине в соавторстве со своим сыном Геннадием. Одновременно с премьерой эта работа вышла в мультимедийном сервисе Okko.
Кинокритик Егор Беликов — о том, что подразумевается под девятью монологами разных людей, которые, как они сами утверждают, повстречались в своей жизни с чем-то неземным.
16+
«УФО» — это спектакль в жанре вербатим. Это заморское слово обозначает довольно специфический вид постановок, которые основаны на личных свидетельствах каких-то людей, их монологов, которые затем зачитывают, разыгрывают на сцене артисты. Уже здесь начинаются сложности: вроде бы перед нами действительно самые обычные люди из разных уголков Земли, от США до Австралии, разного возраста и профессии.
Эти люди, как они сами утверждают, повстречались со внеземным разумом, но все было не так уж просто — без стандартных похищений и летающих тарелок. Это скорее было трансцендентное, неземное переживание. Монологам веришь беспрекословно: они очень точно написаны и разыграны, в некоторых местах, там, где надо, чувствуется, что текст переведен на русский с английского или других языков, и актеры максимально перевоплощаются в спикеров. С другой стороны, все это мгновенно опровергает в интервью актер Евгений Цыганов, который говорит, что все эти персонажи были попросту выдуманы режиссером и драматургом Иваном Вырыпаевым.
Прежде, чем говорить о концепции постановки, стоит рассказать о каждом из ее героев, поскольку в плане декораций и съемки этого кино-теле-театрального произведения нет ничего примечательного — так, один стульчик на квадратной сцене, на нем загримированные актеры по очереди излагают свои откровения.
- Студентка Эмили (Евгения Ивашова) из Австралии ощутила что-то похожее на чувство, которое остается после хатха-йоги, но в тысячу раз сильнее, — тотальное успокоение. После этого она попыталась познакомиться с парнем-арабом, но тот ее совсем не понял. Дитя нации прозака и хронических неврозов.
- 30-летний русский программист Артем Гусев (Александр Алабьев), живущий в Гонконге, разработчик видеоигр, балуется наркотиками, встреча с инопланетянами помогла ему услышать внутри абсолютную, неземную тишину.
- Ник Скотт (Иван Макаревич в смешном парике, шапке и с укулеле), 30-с-чем-то-летний курьер, рокер и бездельник из американского Детройта. Обнимался после работы с деревом, попал в луч света, и свет этот остался у него где-то глубоко внутри. С этого момента мир для него стал очень-очень простым.
- Хильда Янссен (Арина Маракулина), уже не такая молодая, но очень жизнерадостная норвежка, которая ощутила многомерность вселенной, словно оказалась в блокбастере почище «Аватара» с куда более яркими спецэффектами. Следом попробовала ЛСД, но выяснилось, что это все не то.
- Британец Роберт Эванс (Алексей Розин), бизнес-тренер для бизнес-тренеров, серьезный и взрослый человек, отец семейства сидел на даче и вдруг почувствовал себя ребенком, растерявшим весь накопленный за годы жизненный опыт. Потом его вырубило, и опыт вернулся, но что-то все же изменилось.
- Дженнифер Дэвис (Ясмина Омерович) — из Нью-Йорка, ей 25 лет, работает продавцом в музыкальном магазине, редкая оторва, много матерится, инопланетян, по ее рассказам, встретила стереотипных, как из фильмов Спилберга, а потому тяжело поверить ее словам о том, что она была избрана внеземным разумом, чтобы просветить человечество.
- 55-летний Мэттью О’Фаррелл (Евгения Цыганова просто не узнать — потрясающее перевоплощение), ирландец, рассказал на фейсбуке о внезапно настигшем его просветлении, после чего стал в глазах соседей городским сумасшедшим и начал проповедовать, что мы гости на этой земле. Наверное, самый взвешенный, резонный монолог из всех.
- Дитер Ланге (Алексею Филимонову наконец-то досталась необычная для его типажа роль, и он очень постарался) — немец, карьерист (во время всего разговора не вынимал из уха наушник — вдруг позвонят), топ-менеджер, который после просветления инопланетной природы заделался богословом и начал проповедовать идею о вере как ощущении себя в мире. В конце нервно замолкает, вставляет второй наушник и уходит.
- Джоанна Харрис из Спрингфилда, штат Иллинойс (Инна Сухорецкая), домохозяйка, мать троих детей, волонтерила в Перу, где переосмыслила суть своей жизни, но с инопланетянами вовсе не встречалась — у нее на это нет времени, очень много семейных дел.
Разум требует выявить из этого многоголосия какие-то общие паттерны поведения, перекликающиеся друг с другом мотивы и мысли из этих монологов. Как это водится, общности и различия легко выводятся. С одной стороны, все эти люди (и не так уж важно, выдуманные они или нет — а попробуйте-ка доказать, что вы никем не выдуманы, а существуете на самом деле?) боятся рассказывать о том, что видели или ощутили. Потому что они опасаются непонимания, да и, более того, сами себе не могут до конца описать те ощущения, что их посетили. С другой, все они абсолютно точно уверены в самом факте необратимого, невообразимого переживания. Это очень любопытно: получается, постановщик Вырыпаев под инопланетным контактом подразумевает кое-что совершенно другое, не обязательно настоящее знакомство с пришельцами. Для героев, особенно для Эмили, Роберта и Дитера, этот необъяснимый опыт — контакт с другой планетой внутри себя, с тем смысловым пространством, о котором они раньше не подозревали. Вообще для Вырыпаева свойственны такие глубокомысленные заключения обо всем и ни о чем: его фильмы «Эйфория», «Кислород», «Спасение» тоже повествовали о чем-то таком непознаваемом в стиле нью-эйдж религий.
С другой стороны, «УФО» представляется одним из удачнейших и самых зрительских проектов Вырыпаева как минимум потому, что в этом спектакле его героям свойственна и самоирония, и общее жизнелюбие — они живые люди, пусть и сочиненные Вырыпаевым для его коварным режиссерских целей. Они противоречат сами себе, переговаривают сказанное ранее, сомневаются и в себе, и в невидимом слушателе, то есть в нас. Наконец, очень важно, что это не просто некие сумасшедшие контактеры — это именно что обыватели со всей планеты, которые не утратили пока рассудок.
В общем смысле «УФО» — это портрет глобального мира, со всеми его неврозами, как у Эмили, кризисами среднего возраста, как у Роберта, тараканами в голове, как у Дитера и Хильды. Мы все — инопланетяне друг для друга, мы живем в разных государствах, но при этом все еще можем друг друга понять, мы ближе, чем кажемся. Мы все переживали в своей жизни что-то невероятное или пока живем в ожидании этого переживания — не суть важно.
Наконец, нужно проговорить, что «УФО» просто очень приятно смотреть — как слушать хорошо поставленный подкаст или разговаривать с друзьями. Тот же эффект, притягательность для взора всякого человеческого лица, совсем недавно использовал гениальный тайваньский режиссер Цай Минлян в картине «Твое лицо», где самые разные люди просто сидели перед камерой — кто-то говорил, кто-то молчал и просто моргал, и все равно было почему-то сверхъестественно увлекательно. Вот и тут так же: пусть некоторые из людей действительно ищут вокруг себя знаки присутствия внеземных цивилизаций, но для остальных по-прежнему интереснее всего в жизни другие люди и что они о себе говорят. И это прекрасно.
Слушайте выпуск нашего подкаста «Как в жизни», посвященный инопланетянам в кино:
Google Подкасты
Castbox
Soundcloud
Я Музыка
В группе Okko ВКонтакте