Найти в Дзене
Максим Бутин

220. АБСОЛЮТ...

1. Идеализм и материализм — философские позиции, занятые на основе того или иного понимания идеи и материи. Причём как идеалисту следует понять идею и материю, так и материалисту следует понять материю и идею. Но мало понять, то есть установить какой-то их смысл. Все-то радость и печаль, восторг и уныние приходят к философу лишь тогда, когда он определяет не только смысл этих понятий, но и значение их для мира (область допустимых для мира значений).

2. Определим идею как смысл того или иного нечто: смысл есть то, благодаря чему нечто есть оно само, а не что-то другое (лес есть лес, а не поле, не река, не химический процесс). Материю же определим как материал, в котором смысл реализуется, оформляется (стул может быть деревянным, пластмассовым, металлическим).

3. Значение для мира идеи и материи можно определять по-разному. Но принципиальных позиций можно выделить пять.

3.1. Мир целиком сводится к идее, а материи не существует. Мир есть идея. — Позиция предельного идеализма.

3.2. Мир целиком сводится к материи, а идеи не существует. Мир есть материя. — Позиция предельного материализма.

3.3. В мире имеется как идея, так и материя, но идея так или иначе преобладает над материей. — Позиция обычного (возможно, диалектического) идеализма.

3.4. В мире имеется как материя, так и идея, но материя так или иначе преобладает над идеей. — Позиция обычного (возможно, диалектического) материализма.

3.5. В мире имеется как материя, так и идея, и ни материя, ни идея в мире не преобладают. Идея и материя находятся в балансе. — Позиция идеал-материального (несомненно диалектического) гармонизма.

4. Предельный идеализм (3.1) подменяет мир идеей, выдумывает для мира второе имя. Это, возможно, и неплохо. Разнообразие нас не пугает, а, напротив, придаёт оживление сознанию. Но что же нового даёт мир как целиком идея? Это мир, совпадающий со своим смыслом и лишённый какого-либо значения. Ну или его значение совпадает со смыслом. Но даже и в этом предельном случае возникает вопрос: в каких формах этот мир существует и в каких формах с ним можно познакомиться? Даже в таком предельно-абстрактном случае, когда мир, сведённый к смыслу, предстаёт в виде набора формул, мы всё же отличаем саму формулу от почерка или гарнитуры шрифта, от материала, на котором она дана (бумага, пергамен, экран монитора). Если мы этого отличия не проводим, мы, неровён час, спутаем формулу с почерком, гарнитурой, бумагой, пергаменом и экраном монитора. То есть смыслом, или миром, у нас окажется почерк, гарнитура, бумага, пергамен и экран монитора, а не собственно формула. Выходит, смысл даже в предельном случае требует хотя бы минимальных средств и материалов выражения, отличных от самого смысла. То есть требует материи для выражения и оформления хотя бы себя самого. Иначе он не ясен, не виден, не понятен, не существует.

5. Предельный материализм (3.2) подменяет мир материей, выдумывает для мира второе имя. Это, возможно, и неплохо. Разнообразие нас не пугает, а, напротив, придаёт солидную плотность сознанию. Но что же нового даёт мир как целиком материя? Это мир, совпадающий со своим материалом и лишённый какого-либо смысла. Ну или его смысл совпадает с материалом. Но даже и в этом предельном случае возникает вопрос: в каких формах этот мир существует и в каких формах с ним можно познакомиться? Даже в таком предельно-абстрактном случае, когда мир, сведённый к материи, предстаёт в виде набора материалов, веществ, мы всё же отличаем материал от того, что из этого материала изготовлено, а ткани и жидкости организма от разнообразных систем, функционирующих именно посредством этих тканей и жидкостей. Если мы этого отличия не проводим, мы, неровён час, спутаем кости, мышцы, кровь, лимфу с системами их функционирования. Или спутаем вещество горы с самой горой, то есть горой будем называть скальный материал, грунт, а саму гору в них потеряем. Так и за деревьями потеряем лес, за кварками, глюонами и бозоном Хиггса потеряем мир. То есть мир, даже если его мыслить как материю, как материал, неизбежно должен обладать каким-то смыслом, какой-то идеей, пусть это будет даже только идея собственно материала, материи. Даже в этом случае мир обладает каким-то смыслом, благодаря которому он отличаем ото всего прочего, не растекается в непонятное марево непонятно чего. Нет ничего, полностью лишённого смысла. Не лишён смысла и так предельно понимаемый мир.

6. Ни что-то в мире, ни сам мир не могут быть лишены идеи или материи. Напротив, всё в мире и сам мир оказываются соотношением идеи и материи. Поскольку уже высказана неизбежность соотношения, постольку пропорция соотношения и вообще количество того и другого члена в соотношении — сами относятся к разряду деталей. Вы признали соотношение идеи и материи. Это главное. Что преобладает, как преобладает и чего больше — это детали. Но детали необходимые. Именно поэтому мы можем мыслить идею преобладающей в мире. То есть мир управляется своим смыслом (3.3). Но можем мыслить и материю преобладающей в мире. То есть мир определяется теми материалами, из которых он состоит (3.4). Как можем мыслить и баланс идеи и материи в мире. То есть мера смысла целиком равна, тождественна мере осуществления, воплощения этого смысла (3.5). Вот этот случай как раз характерен для художественной практики. Художественное произведение именно обнаруживает совпадение смысла с воплощением.

7. Эта нераздельность и неслиянность идеи и материи, их различные соотношения — от полноты смысла и минимума воплощения до полноты материальности и минимума смысла — наводит на мысль о существовании субъекта этого соотношения, сим соотношением управляющего. Если мыслить мир как всё, что есть, то этим субъектом окажется сам мир. Но мир не сводится на такую свою субъектность. Поэтому мир как такой субъект можно назвать абсолютом (можно и Богом). Абсолют включает в себя идею, материю и их соотношение. Но поскольку он ими управляет, он исключает себя из них, они не тождественны абсолюту.

Очевидно, что идеализм предельный (3.1), материализм предельный (3.2), идеализм обычный (3.3), материализм обычный (3.4), идеал-материальный гармонизм (3.5) суть относительные философские позиции, допустимые и полезные в зависимости от обстоятельств. Настаивать на любой из этих позиций как на исключительно истинной было бы неразумно.

Но тогда становится очевидным и то, что абсолютная философская позиция — это абсолютизм, в котором превзойдены названные выше философские позиции (3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5) и который с чистой теоретической совестью обращается к любой из них как наиболее адекватной обстоятельствам, в которых находится здесь и сейчас философ-абсолютист.

8. Пример. Инженер, разработавший новый автомобиль, вынуждаем самой своей работой к позиции обычного идеализма, ведь вся работа этого инженера состоит в расчётах, схемах и чертежах. Рабочий, изготовляющий в массовом порядке детали по чертежу, предоставленному инженером, вынуждаем самой своей работой к позиции обычного материализма, ведь вся работа этого рабочего состоит в множественном, массовом воплощении одной идеи. Материя здесь зримо даже превосходит идею.

Сказать, что чья-то позиция (инженера или рабочего) истинна, а другая позиция — ложна и, следовательно, сторонникам разных позиций следует вступить в мировоззренческую схватку во имя торжества истины — значит сталкивать лбами две относительности. Это приведёт к частичной или полной потере ума у обеих релятивностей. Но понятно сие может быть только с позиций абсолютизма.

В общем, верь в прочность и несгибаемость мира. Поклоняйся абсолюту. «И не оспоривай глупца!»

2015.04.24.

Первопубликация: https://www.facebook.com/notes/максим-бутин/220-абсолют/456770577825867/