Не всегда и не обязательно, но бывает так, что параллельные классы в школе враждуют между собой или просто относятся к друг другу несколько пренебрежительно, обесценивая достижения и успехи учеников параллели.
Почему же это происходит? Это совершенно нелогично и никому не нужно. Ведь это не спортивные команды, борющиеся за выигрыш..
Психологическая составляющая этого явления была изучена еще в 1954 году.
Тогда исследователи из Университета Оклахомы распределили 22 мальчика на две группы.
Эти две группы были направлены в разные участки летнего лагеря, они были размещены в отдельных домиках, и ни одна группа не знала ничего о другой в течение целой недели.
За это время мальчики внутри каждой группы сдружились. После того, как двум группам разрешили пообщаться, у них проявились определенные признаки предубеждения и враждебности по отношению друг к другу, хотя им было дано очень мало времени для развития отношений внутри группы.
Чтобы усилить конфликт между группами, экспериментаторы заставили их конкурировать друг с другом в серии мероприятий.
Это создало еще большую враждебность, и в итоге ребята из разных групп отказались от еды в одном помещении.
Заключительный этап эксперимента включал превращение конкурирующих групп в друзей. Веселые занятия, запланированные экспериментаторами, такие как запуск фейерверков и просмотр фильмов, изначально не работали. Поэтому ученые разработали совместные упражнения, в ходе которых две группы были вынуждены сотрудничать.
Из лагеря мальчики ехали домой на одном автобусе, демонстрируя, что конфликт и предрассудки можно преодолеть посредством сотрудничества...
Знакомо? Соревнования между классами, как спортивные, так и интеллектуальные? Соперничество и "недолюбливание" "ашками" "бэшек" и так далее?... А хорошо ли это, нормально ли?
Таким образом, разделение коллектива на группы и развитие в каждой группе своих процессов, налаживание дружбы и групповых ценностей и особенностей поведения может негативно сказаться на общении между группами, классами.
Это психологические процессы, отменить которые мы не можем, но в силах педагогов приостановить, перенаправить социально-психологическую энергию в другое русло. Совместные экскурсии, походы, праздники, досуг - все это может помочь ровесникам наладить эффективные взаимоотношения.