Найти в Дзене
БЛОГнот писателя

Пять вопросов писателю. Как создать диалог, который дочитают до конца

Оглавление

На одной из лекций академии издательства Эксмо посоветовали: прежде чем приступать к созданию диалога, проверять себя по пяти вопросам. Ответы на них скажутся на речи персонажей. Без них диалог потеряет живость.

1) Место действия

Фото: Катерина Прошутинская
Фото: Катерина Прошутинская
  • Окружающая действительность формирует речь. Откладывает отпечаток. Одни и те же люди будут по-разному общаться в баре, на научной конференции или у бассейна. Звери в сказке на волшебной полянке и солдаты в окопе общаются по-разному. Это мягко говоря.
  • Можно добавить обстоятельства. Обогатить событиями среду. В подъезде могут общаться хулиганы - школьники, бизнесмены, наспех подписывающие договор, соседки- подружки – и все эти диалоги будут звучать по-разному.
  • Важно оставаться реалистичным. Избегать стереотипов. В «наша Раша» этот эффект был намеренно доведен до максимума ради комичности. Но в серьезных произведениях так лучше не поступать. Поддавшись клише, написав штампованные речи, естественно, обидим представителей профессии/нации/статуса и т.д. Да и живости диалогу не придадим. Нужно искать то, что объединит читателя с представителем ему не так хорошо знакомой сферы. Например, вечная тема непонимания с начальством или непоседы-ребенка. Пусть в диалоге будет то, за что читатель сможет зацепиться и узнать далекое, принять его, как близкое.
  • Яркость добавляют не состыковки.Когда автор заставляет столкнуться плоскости, в обычной жизни не пересекающиеся. На стыках этих несовпадений и зарождается интерес. Невероятные сочетания порождают максимальный выброс любопытства. Дело в том. Что для мозга – это вопрос выживания. Новый опыт, благодаря которому он узнает, как поступать в той или иной ситуации. Сколько опасности таит в себе неизвестность. Понять и сделать вывод, пригодится ли когда-нибудь эта информация. Поэтому внимание будет держаться до самого конца, до развязки.

Точно так же бывает и со словами. Несуразные сочетания привлекают
интерес.

  • Распахнутая книга – знакомое словосочетание, пресное, читатель проскользнет мимо.
  • Взъерошенный учебник – за этим скрывается целая история, которую хочется узнать.

Все необычности – это краски, что добавляем в произведение. Они
помогают читателю ярче увидеть происходящее. Особенности мест и
событий добавляют интерес.

Как Бриджит Джонс и Гермиона Грейнджер попали в КПЗ. Чего только не придумаешь на писательских курсах

2) Участники диалога

Подруги, муж и жена, воины, дети общаются по-разному.
Подруги, муж и жена, воины, дети общаются по-разному.
  • Речь – отражение манер, взглядов, привычек, воспитания, профессии и т.д. Всего того, что осталось за книгой, до первой главы.
  • И у каждого персонажа есть потаенная сущность. Помимо внешних проявлений. Даже сам герой может не знать о ней, т.н. ложное знание о себе. И раскрыть/раскрыться можно только через новые задачи. С опытом придет преображение героя, смена представлений о себе.
  • Также важен и невербальный язык. Он без слов рассказывает о важных для читателя знаниях о герое. Обрывки фраз показывают накал. Но и вкрапления описаний происходящего вокруг тоже. В момент волнения ярче звучит движение, а не слово. Надо взвешивать, что хочется: показать или рассказать. Не обязательно проговаривать все словами героев. Что-то можно и нужно показывать жестами. Прятать за взглядами целые внутренние монологи. В этом много психологизма и еще больше интереса. Например, Хичкок. Он был мастером показать, не рассказывая. Заставляя воображение зрителей работать.

3) Инициатор разговора

Кто и зачем начал вести диалог? Что движет персонажем?
Кто и зачем начал вести диалог? Что движет персонажем?

Интерес порождается на конфликте внутреннего состояния персонажа и тем, что он демонстрирует миру. Все ли он озвучивает? Так ли думает по-настоящему?

Диалог должен быть убедительным. Так создается живая картина. Концентрат. Видны роли каждого из участников диалога. Кто хозяин положения, а кто нет. Кто друг-другу говорящие? Отражена индивидуальность каждого персонажа.

Отличный пример подобных диалогов, где нет случайных слов, каждый персонаж идеально прорисован: Довлатов, Ильф и Петров.

Монолог о диалогах
Почему так важно уметь писАть диалоги

4) Риски

Все фото из личного архива
Все фото из личного архива

Что может потерять инициатор?Цена слова в хорошем диалоге очень велика.

Говорящей может рисковать деньгами, репутацией, расположением. Страх показаться глупым тоже подходит.

В диалоге должен быть эмоциональный компонент, накал, чтобы было интересно наблюдать.

5) Окончание

В конце диалога должна произойти перемена. Например, смена точки зрения. Точно так же как она изменилась по сравнению с первым фото
В конце диалога должна произойти перемена. Например, смена точки зрения. Точно так же как она изменилась по сравнению с первым фото

Диалог - это инициативное действо, он обязательно должен закончиться переменой.

Узнал, достиг, поменял, произвел и т.д. Происходит нечто, что заставляет героя перестроиться. Внутреннее или внешнее преображение.

Герой никогда не открывает рот случайно. Должна быть четкая причина. Все двигает сюжет. Не случайно все 5ть вопросов совпадают с основными элементами конструкции произведения.

Говорить надо, когда невозможно молчать.

Может быть интересно:
4 поговорки, которые помогут написать сильный текст
Вдохновение. Как начать работу, если муза не пришла. Проверенный совет опытных писателей