Диалог - самый сложный и многогранный инструмент в литературе.
Считать его развлечением, усладой для читателя ошибочно. Мощное звучание, раскрывающее героя. Как вербально, так и нет. В диалогах случается настоящее волшебство. Его не увидеть, но можно ощутить.
· Чем сложнее и взрослее аудитория, тем она искушеннее. Значит, и диалоги должны быть построены тоньше. Хороший диалог – это новый опыт, который получил мозг, а значит, и удовольствие.
· Но в то же время каждый любит читать про себя, поэтому многие фильмы растащили на цитаты. Сказанное героями оказалось близко большому количеству людей. Например, «Девчата», «Любовь и голуби». Нового не узнали, но близко к сердцу приняли.
Пять вопросов писателю. Как создать диалог, который дочитают до конца
В хорошем диалоге отражается вся драматургия, все произведение:
герои, конфликты, коллизии, внутреннее содержание. Это каркас конфликта героя. Живой, наглядный. То, за чем интересно наблюдать. И чтобы бы было именно так, диалог в произведении не должен быть похож на то, как говорят в жизни. Реальные люди льют много воды. В книге нет такой роскоши. Разговор сразу должен быть по делу, раскрывающий суть.
Например, в автобусе слышим разговор впереди сидящих бабулечек. Думаем, ну как же бестолково судачат. Хочется побыть в тишине. Но стоит уловить интересную фразу, как сразу начинаем прислушиваться. С интересом наблюдать, как разворачивается диалог, который до момента личного интереса вызывал раздражение.
В диалоге нет случайных слов.
Даже «НУ» - это подсказка к внутреннему сомнению персонажа. Каждое раскрытие рта должно делаться с какой-то целью. Двигать историю вперед. Человек в жизни может говорить «мусорно», лишними словами, просто от скуки, но герой нет.
Диалог – это слова, которые должны сказать герои, чтобы произведение выглядело законченным
Отличный пример мультик «Летучий корабль» и песенка про мечты. Царевна мечтает о семье и котике мурлыке, Царь о выгодном замужестве Забавы. Полкан же выдает себя всего одним словом. И из предприимчивого, хваткого мужчины показывается нам с неприятной стороны дельца. Одним словом опошляет суть Летучего корабля и делает явным главный конфликт. Одно слово в коротком диалоге и сразу ясно, почему Забава не будет счастлива рядом с таким мужчиной.
- Построишь? ( спрашивает царь)
- Куплю! ( отвечает Полкан)
Диалог портретирует героя. Есть и внутренняя сущность, и внешние проявления.
Человек очень противоречив. На одно и тоже событие в разное время возникают разные мысли. Например, одна книга в разное время воспринимается по-разному. Наталкивает на другие мысли, проявляются симпатии к новым персонажам. Эта противоречивость человеческой натуры порождает интерес.
При всей сложности и ответственности, есть хорошая новость!
Одного писательского таланта для превосходного умения создавать диалоги мало. Этому искусству можно научиться. Инструмент, который нуждается в постоянной настройке. И только ежедневная работа поможет отточить навык.
Читать, смотреть, но не просто, а подмечать интересные для себя находки. Можно даже записывать за людьми, если услышанные обрывки фраз показались интересными.
Может быть интересно:
Почему так важно уметь писАть диалоги
Чем похожи писатель и психолог?
Как стать гением? (Работает ли правило "10 000 часов")
Участвую в марафоне для писателей. Каких ошибок при написании текстов советуют избегать
Перед тем, как нажать "Опубликовать"