Найти в Дзене
БЛОГнот писателя

Почему так важно уметь писАть диалоги

Оглавление
Продолжаю обучение на курсах издательства Эксмо.

Диалог для автора решает три задачи:

1. Действие

С точки зрения героя диалог – это полноценное действе

Персонаж, его желания, его движение к объекту движения. Благодаря этому начинается диалог. Язык, как говорится, до Киева доведет.

Пять вопросов писателю. Как создать диалог, который дочитают до конца
Фото из личного архива
Фото из личного архива

2. Изменения

Диалог не проходит бесследно. Для движения истории, для внутренних перемен героя. Если нет изменений. Если разговор прошел бесследно, не щелкнуло внутри, нет эмоционального отклика в герое, то тогда в случившемся диалоге нет смысла, можно не добавлять. Так, например, случайные попутчики наталкивают на важные размышления или ответы. Даже разговор с барменом свидетельствует о внутреннем надломе, переменах в герое. Человек настолько одинок в этой конкретной проблеме, что излить душу и получить взгляд со стороны может только у незнакомца, а не близкого человека.

Признаки перемены:

Действие. Их легко считать. Например, решился и записался на вступительные в университет. Резко прекратил разговор, сжал до крови в руках платок. То, что заметно, легко считать в поведении. Важно только прописывать внутренние перемен через внешние перемены, а не писать о них «в лоб». Нельзя конкретным словом заменять действие. Важно быть и психологом в том числе, уметь показывать через мельчайшие детали глубочайшую внутреннюю работу.

Лучше не говорить, что голос был взволнованным или герой волновался. Пусть дрожат руки, речь станет прерывистой, с повторениями, заторможённой.

Главное правило писателя: не говори, покажи!

Слово. С утра клерк вежливо общается с клиентами, после обеда сквозь зубы, а вечером и вовсе вскакивает на стол и кричи на всех присутствующих. Становится ясно, что короткий диалог с женой во время обеденного перерыва что-то поменял в персонаже.

Слова – это ширма, за который мы все прячемся. Перемена в герое – это падение ширмы.Он начинает говорить о том, что на душе. Эта искренность трогает читателя. Потому как в жизни такое случается редко. Скорая откровенность незнакомцев пугает и раздражает. А вот в произведениях такое возможно. Только, чтобы показалась истинная натура, должно случится что-то сверх сильное. Цена откровенности героя очень высока. Ширма слетает при максимальном воздействии. Чем выше цена, тем важнее причина, почему герой пустился в откровения.

Фото: Алексей Гайдин
Фото: Алексей Гайдин

3. Экспозиция

Информация о героях и событиях, которая важна для читателя.

  • Важно умело подавать, а неуклюже скармливать экспозицию.В жизни никто не говорит: «Дорогая, поехали домой, который мы купили семь лет назад когда выиграй в лотерею». Пусть лучше герой как-нибудь наткнется в кошельке на счастливый билет и вернется в воспоминаниях к победе. Еще один плохой пример: начало первый «Пункт назначения», где на начальных минах отец главного героя рассказывает все, что нужно знать зрителю.
  • Это, к слову наталкивает еще на одно правило подачи экспозиции. Она должна быть своевременной. Читатель не должно быть скучно в самом начале. Никаких лекций на первые двадцать страниц. Пусть интерес подогревается. Как в фильме «Матрица». Столько непонятного случается до встречи с Морфеусом, что когда тот заводит долгий монолог, слушают все, ведь так хочется узнать, что же происходит.
  • Незаметно «скормить» экспозицию можно и через интеллектуальное возбуждение. Какое-то незначительное упоминание второстепенными персонажами о том, что среди группы, начинающей восхождение, есть предатель. И вот читатель уже хочет узнать, кто и что будет дальше. Этот качественный прием также оправдывает диалог между второстепенными персонажами. Становится ясно, зачем прочитал разговор двух радио диспетчеров. А автор заодно ввел ключевую информацию про плохого парня, при этом, не выдавая его.
  • Эмоциональная вовлеченность – еще один прием. Подслушанный гостями громкий диалог дворецкого и кухарки, у которой опять натоптали, несет несколько функций. Кажется, что просто яркая краска, оживляющая детектив, но! Во-первых, приоткрывается ширма в быть прислуги, за кулисье богатого дома. А неизведанное всегда интересно. Во-вторых, появляется «чеховское ружье», вводная информация в расследовании случившегося накануне преступления.