Где-то неделю назад довелось мне прочитать кое-что из Чехова нашего, Антона Палыча. И мои розовые очки разбились. Стёклами внутрь.
А читала я рассказ «Цветы запоздалые». Читала и только ахала – ну ни фига себе, классик, ни фига себе - гуманист! Да тут чистая психиатрия! А школярам-то втирают – ах, всемогущая любовь! Ага, щаз.
Если кто не читал этот рассказ, может не понять. А кто читал - кидайте в меня тапками, тухлыми помидорами и вообще, чем хотите, но я сейчас напишу, что думаю. Не про всё творчество классика нашего, только про один конкретный рассказ.
Вкратце: Антон Палыч написал реальную заказуху. Слёзы, сопли, трагедия разорения, алкаш в семье, безответная любовь-морковь к отъявленному социопату, чудесное прозрение социопата, любовь-морковь (на недельку, больше он бы не выдержал), и – милосердный автор наконец-то устал мучить героиню и уморил её. И в самом финале подкинул социопату алкаша под опеку. Но пощадил нервы читателя и на том рассказ оборвал.
Да Антон Палыч просто поглумился и над своими героями, и над читающей публикой. Я прям представляю, как он ехидно потирал ручонки и хихикал про себя - хихи, пипл хавает! Ну и хавайте, не подавитесь.
И собственно разбор:
Разорившееся княжеское семейство. Вдовая матушка обожает сыночка - безмозглого пропойцу и картёжника, отдаёт ему на пропой и игру последнее, и умоляет этого самого Егорушку исправиться. Сестрёнка Маруся тоже обожает беспутного братца и постоянно его оправдывает - он же несчастный, он же это с горя, на самом деле - он хороший. Егорушка же, как все алкаши, врёт напропалую. И без зазрения совести проматывает состояние, оставшееся от покойного отца.
Вывод – отличное описание поведения хронического алкоголика и созависимых дамочек.
И тут - тадам! - на сцене появляется доктор Топорков. Важный-вальяжный, весь из себя "самсебясотворил" - бывший крепостной между прочим, тех же вышеозначенных князей. У княгини аж как заноза в мягком месте этот доктор, ясен пень - с непутёвым сЫночкой сравнивает.
Далее автор сводит всю эту компанию в одну точку. Алкаш допился. Не до белочки, но поди панкреатит взыграл. Все кудахчут, зовут знаменитого дохтура – он же Топорков. Который таки по вызову прибыл. Не сразу, правда. Не шибко торопился. Но ничего не скажешь, отработал по протоколу – ценные указания дал, куда больного перенести, назначения сделал. Настораживает одно: ему пофиг, что слабые женщины корячатся, тащат эту кровать с уродом, а у дохтора даже мысли не возникает как-то помочь.
Звоночек – ребятушки, а добрый доктор-то того-с, маленько социопат.
Далее для полного счастья автор подкидывает болячку и Марусе. Чтоб не скучно было. К чести маменьки, о дочери она заботится, как и о сыне. И того же дохтура к ней. А чо дохтуру – лишняя денежка не помешает, он честно их лечит. Ну как лечит – ЦУ раздаёт и выстукивает. Положившись на природу. Авось выздоровеют.
Больные не склеили ласты, выздоровели. Дохтур приходит с последним визитом, добрые хозяева расплачиваются с ним – тут прям как ясно солнышко озаряет его невозмутимое лицо. Похоже, денежки – это его единственная любовь на свете. Потому как далее, будучи приглашенным на чай, Топорков ведет себя как неотесанная скотина - ни беседу поддержать, ни слово доброе сказать. Причем речь не идет ни о каких злых чувствах к бывшим хозяевам – это ещё можно было бы понять. Но вот такое равнодушие, при том что он вполне себе человек образованный, свидетельствует ещё раз, что с головушкой у товарища неладно.
Маруся, как многие молодые девушки, в воображении своём лепит из него героя - он "на переднем крае", борец с природой и болезнями. И кажется, уже втрескалась. Жалко девочку.
Потому что эта доктор всего-навсего хочет прикупить домик, а денежек не хватает. Значит, надо жениться на деньгах. И этот паршивец спамит предложениями - авось кто откликнется. И под эту волну спама попадает влюбленная в дохтура Маруся! И строит планы. но денег на приданое нет. А этот бездушный гад женится на какой-то там купчихе, у которой эти деньги есть. Выкуси, Маруся, кукиш тебе а не любовь. Страшный удар. Однако девушка становится буквально одержимой им. Любофф, ага.
Дальше Антон Палыч вконец разоряет княжеское семейство путём беспутного поведения единственного в семье мужчины, загоняет в гроб старую княгиню и отдаёт юную героиню на растерзание бессовестному алкашу-братцу, который ни капельки не меняет образ жизни.
Бедная героиня натурально страдает, чахнет, мучается – братец-то ещё и бабу какую-то в дом приволок, корми её, поганку. И ЛЮБИТ Марусенька урода-социопата-доктора, который вообще на неё всерьёз никогда видов не имел, а просто мимо проходил.
(урод – это моё определение. Нечего было спам о сватовстве по всем домам рассылать).
Героиня от такой собачьей жизни заболевает и на последние деньги тащится на приём к этому модному дохтуру. И не единожды. Дохтур ведёт себя чисто по-деловому, рецепты выписывает, лекции читает, а на состояние барышни ему начхать. А девица льстит себя надеждой, что она его просветит и исправит – мол, надо быть внимательнее к пациентам, мало ли у них какие обстоятельства в жизни. Бывают же бедные люди, и они тоже хворают.
Наконец, по-моему, на третий раз, она признаётся ему в любви. И вот – о чудо! – дохтур прозревает! Горячая любовь Маруси растопила это ледяное сердце. Ах! Я прямо так и поверила, ага. И на следующий день любящий дохтур тащит бедолагу на поезде аж во Францию, где она и помирает благополучно, не прожив и трёх дней (на своё счастье. Ибо кто знает, как бы всё сложилось. Как полюбил – так и разлюбил бы. И на улице бы оставил, ничуть не заботясь. Он такой).
А потом как ни в чём не бывало дохтур возвращается на родину, ведет приёмы. Любимые денежки зарабатывает.
У меня сразу вопрос - где? В доме, который на деньги жены купил? А она ему за такие эскапады сковородкой по маковке не надавала ли? А не вытурила ли его вообще с позором – между прочим, церковь была бы на её стороне.
Вдобавок, добрый Антон Палыч даёт нам понять, что сдвиг психики у дохтура произошел такой, что он похоже аж ориентацию сменил (упс, я такая испорченная!) – на женщин смотреть не может, беспутного Егорушку пригрел, мол шибко покойницу ему напоминает.
И фсё. Рассказ кончился. Шта? Получается, от всех этих страшненьких событий в выигрыше остался один алкаш? (ну, у автора собственно так и заканчивается - "Егорушка очень доволен") У которого уже полный распад личности (ради винища и карт, кстати, тоже мог и ориентацию поменять, а чо – подумаешь, беда какая). И выходя за пределы рассказа – а не разорил ли милашка-алкоголик дохтора-социопата? Бухать и в карты играть он же не перестал. А может его таки докторша, она же купчиха, пришибла ухватом за воровство? Ведь она запросто могла бы. Если муж у ней только для престижу, то имущество – это святое!
Короче, это всё – не про какую не про любовь! Это глумление над легковерными читательницами (бабы любят слезливые повести). В чистом виде заказуха.
А может, Антон Палыч нарочно это для баб написал, как предупреждение – дефки, не верьте алкашам и не влюбляйтесь в социопатов! Обе категории неисправимы.
А то есть у нас, девушек, иллюзия своего всемогущества – да я его переделаю, да он исправится! Ага, щаз.
Короче, сами думайте. А Чехова на полном серьёзе я больше читать не могу. По крайней мере, «Цветы запоздалые» - очень уж жёсткий стёб. И герои картонные. И приличных женщин автор уморил.
Пы.Сы. Я не литературовед, даже не филолог. Я просто читатель. И это моё мнение. Остального творчества классика в этом опусе не касаюсь, может и есть что стоящее. Но перечитывать боюсь – вот честно. Без розовых очков - страшно.
иллюстрации творческой мастерской Durielrus
Про любимые штампы. На основе комментариев.
Война окончена, всем спасибо.
Комментарии закрыты.
"Шалость удалась" (с)