Александр Сергеевич Пушкин — потомственный москвич, в Москве жили шесть поколений его предков. Он возвращался в город, в котором родился, снова и снова в течение всей своей жизни, и сегодня в столице насчитывают более сотни пушкинских адресов. Рассказываем о городских музеях и парках, связанных с именем Пушкина.
Дом-музей Василия Львовича Пушкина (Старая Басманная, 36)
Родной дядя поэта, сам известный стихотворец, Василий Львович Пушкин снял этот деревянный дом на каменном фундаменте в 1824 г. Тогда он представлял собой ампирный особняк с колонным портиком и лепниной.
У Василия Львовича — автора нашумевшей поэмы «Опасный сосед», завзятого библиофила и театрала, бывшего старосты литературного общества «Арзамас» — собирался цвет московской интеллигенции. Племянник впервые побывал у него в гостях в день своего возвращения в Москву из ссылки в Михайловском — 8 сентября 1826 г. Первопрестольная принимала торжества по случаю коронации Николая I, и поэт появился на Старой Басманной вечером, после аудиенции у императора в Кремле. Скорее всего, Пушкин показывал дяде рукопись «Бориса Годунова», которую он с оглушительным успехом читал на публике в тот приезд в Москву.
Осенью 1829 г. он в этом доме делился впечатлениями о поездке в действующую армию на Кавказ, послужившими основой для «Путешествия в Арзрум», а весной 1830-го растрогал дядю известием о скорой женитьбе. Увидеть племянника отцом семейства Василию Львовичу не довелось — в августе 1830 г. в этом доме Пушкин присутствовал при кончине своего «дяди на Парнасе». Он взял на себя все расходы на похороны и проводил родственника к месту последнего упокоения в фамильном некрополе Донского монастыря.
Государственный музей — культурный центр «Интеграция» имени Н. А. Островского (ул. Тверская, 14)
В 1820-е гг. здесь находился литературно-музыкальный салон княгини Зинаиды Волконской. Друг Пушкина Пётр Вяземский писал, что в нём «соединялись представители большого света, сановники и красавицы, молодёжь и возраст зрелый, люди умственного труда, профессора, писатели, журналисты, поэты, художники. Всё в этом доме носило отпечаток служения искусству и мысли».
Не раз бывал в этих стенах и Александр Сергеевич. Впервые — осенью 1826 г., когда хозяйка, знаменитая своим контральто, встретила поэта романсом на его элегию «Погасло дневное светило». Позднее Пушкин посвятил ей мадригал «Среди рассеянной толпы», в котором назвал княгиню «царицей муз и красоты».
В салоне Волконской началась дружба Пушкина с польским поэтом Адамом Мицкевичем. Тот вечер лёг в основу сюжета картины художника-передвижника Григория Мясоедова «Адам Мицкевич в салоне Зинаиды Волконской импровизирует среди русских писателей».
В очередной свой приезд в Москву, 26 декабря 1826 г., Пушкин был здесь гостем на прощальном вечере, который Зинаида Волконская устроила для своей невестки — отправлявшейся в Сибирь к ссыльному мужу-декабристу Марии Волконской. Пушкин знал Марию со времён своей южной ссылки, когда ей было 15 лет и она ещё носила фамилию Раевская. На вечере он впервые прочитал написанное накануне послание декабристам «Во глубине сибирских руд».
Дом, построенный в 1790-х гг. по проекту Матвея Казакова, во времена Пушкина выглядел не так, как сейчас. Тогда его фасад украшал шестиколонный портик с родовым гербом, на улицу выступали два балкона с пилястрами и красивой решёткой. Во второй половине XIX в. здание дважды перестраивалось при смене владельцев и приняло близкий к сегодняшнему вид после того, как дом приобрёл купец-миллионер Григорий Елисеев, чтобы открыть в нём «Елисеевский» магазин.
Музей Тропинина и московских художников его времени (Щетининский пер., 10, стр. 1)
В ту же зиму 1826-1827 года, когда провожали в Сибирь Волконскую, в Москве был написан знаменитый «халатный» портрет Пушкина кисти Василия Андреевича Тропинина.
С 1824 г. самый известный московский портретист своего времени творил в мастерской на Ленивке, «в каменном флигеле на большой улице» (теперь — Волхонка, 11, стр. 6). То ли поэт сам обратился к художнику, чтобы потом подарить готовую картину своему приятелю Сергею Соболевскому, то ли это изначально была идея Соболевского — первый эскиз был сделан в его доме на Собачьей площадке, где Пушкин останавливался той зимой. Затем Александр Сергеевич несколько раз приходил для натурных сеансов на Ленивку.
Халат, заменивший на полотне жилет и сюртук, в которых позировал Пушкин, был удачной находкой Тропинина. С одной стороны, этот домашний предмет одежды придаёт портрету непарадный, камерный характер, с другой — складки халата вызывают сходство с тогой римского императора, подчёркивая величие поэта.
Ещё при жизни Пушкина портрет вошёл в число его канонических изображений. В том же 1827 г. художница Авдотья Елагина сняла с него очень удачную копию, которая теперь экспонируется в Мемориальной квартире А. С. Пушкина на Арбате.
Тропинин после смерти жены в 1855 г. покинул Ленивку и переехал в Замоскворечье (недалеко от этого места сейчас находится Музей Тропинина), где через два года умер. Созданный портретистом шедевр сменил нескольких владельцев, в 1909 г. оказался в Третьяковской галерее, а в 1937-м переехал в Северную столицу и ныне хранится во Всероссийском музее А. С. Пушкина.
Продолжение следует 😉
Материал был подготовлен редакцией МОСГОРТУРа и впервые опубликован на площадке Ридус
Не забывайте подписываться на наш канал и группы в Facebook и ВКонтакте, чтобы всегда быть в курсе лучших событий в московских музеях!