При выборе места для малых архитектурных форм необходимо учитывать то, как они вписываются в тот или иной уголок сада. Использование МАФ в малых садах связано с некоторыми сложностями. Здесь нужно их подбирать особенно тщательно, поскольку обилие декоративных элементов может превратить участок в пёстрый стилистический винегрет. То же относится и к подбору растений: нужно быть особенно осторожными с яркой окраской и пестролистными формами. При этом не стоит забывать о гармонии: рядом с домом в классическом стиле скульптура должна иметь классические элементы хотя бы в виде намёка.
Специфический тип малых архитектурных форм – опоры для вьющихся растений. Самый известный из них, это пергола – навес, служащий опорой для лиан и защищающий от солнца. Этот универсальный архитектурный элемент может разделять его пространство, вести посетителя к видовой точке или останавливать его взгляд. Перголы бывают однорядные (столбы стоят в один ряд и обрешётка крепится к одной поперечине) и двухрядные (столбы стоят в два ряда, например, по сторонам дорожки, и дорожка перекрывается брусьями и обрешёткой). Динамичная пергола, как правило, располагается над дорожкой, подчёркивает её направление и зовёт к какой-либо точке: скульптуре, солнечным часам или калитке. В противоположность ей статичная пергола располагается над каким-либо местом, как правило, площадкой для отдыха в тени.
Вариантом или элементом перголы является трельяж – беседка, крытый сводчатый ход или даже простая вертикальная решётка для вьющихся растений. Особенно изысканны решётчатые беседки-трельяжи, красивейшие из них делались в эпоху рококо – такая ажурная конструкция красива сама по себе и не нуждается в растительном декоре. Пергола может быть заменителем забора внутри участка или его частью. Например, ажурный трельяж, увитый лианами, в местах, где его пересекают дорожки, сменяется перголами. Таким образом можно закрыть хозяйственную часть сада, отделить огород от сада или просто создать уединённую зелёную комнату под открытым небом. Поддерживать такую загородку будет куда проще, чем живую изгородь, да и лианы часто красиво цветут.
Около перголы хорошо смотрятся растения с вертикальным габитусом. Их облик подчёркивает вертикальность перголы. Также рядом с перголами хорошо выглядят круглые, подушковидные растения.
Обелиск – ещё один вид опор для лиан. Как правило, это вытянутая треугольная или четырёхугольная пирамида, высота которой может достигать 3-4 метров. Обелиск – идеальная опора для плетистых роз, некоторые сорта которых, даже в нашем климате, могут достигать такой высоты. Увы, на зиму плети придётся снимать с опор и укрывать, и это самый сложный момент в уходе за этими растениями. Обелиски меньшего размера станут подходящей опорой для клематисов или душистого горошка.
Мосты в частных садах используются часто, даже если они являются лишь элементом дизайна и переброшены через искусственный пруд или сухой ручей. Здесь действует уже привычное правило: материал, из которого сделан мост, и его стиль и дизайн должны перекликаться с другими строениями на участке.
Как правило, мост в саду не просто мост, а видовая точка и, одновременно, площадка, откуда открывается красивый вид. Особенно органично выглядит мостик, когда рядом с ним растёт дерево с плакучими побегами.
В восточном саду мостки делаются из дерева, через мелкие водоёмы переброшены каменные мосты. В современном саду особенно популярна пошаговая дорожка из прямоугольных или квадратных плиток на мелководье. Плоские камни, будто бы набросанные на мелководье, выполняют ту же декоративно-прогулочную функцию в саду природного стиля.
Заборы и ограды разной высоты – ещё один важный элемент сада. Если забор по периметру участка несёт, в первую очередь, защитную функцию, то ограды внутри – как правило, декоративную. Здесь часто достаточно обозначить забор, сделав его высотой полметра, нежели перегородить путь нежелательному посетителю. Правила обычны: стиль и дизайн не должны быть случайны, материалы – повторять таковые в других элементах сада. Не обязательно материалы должны перекликаться с домом. Можно сделать забор из того же камня, из которого сложена подпорная стенка. Деревянная ограда может нести те же элементы дизайна, что и пергола или скамья – иногда это лишь намёки, в духе дугообразных вырезов или формы штакетин. Наш взгляд сразу это сходство заметит. Для забора, как и перголы, лучше использовать неяркие светлые тона. Тёмные и насыщенные тона, даже если это зелёный цвет, который, казалось бы, должен растворяться в листве, лучше избегать, поскольку они визуально подавляют и ограничивают пространство. Идеальны светло-оливковые или голубовато-серые оттенки.
Виктор Тропченко