Л.Л. Васильев полагает, что вера в домового, помогающего людям в хозяйстве, вызвана тем, что некоторые люди в состоянии сомнамбулизма делают различные хозяйственные работы, наутро не помня об этом. Так описан случай, когда одного ученого ночью застали за переводом с французского на итальянский, при этом он зажег свечу, хотя в комнате уже было зажжено множество свеч. Когда же зажженную им свечу потушили он вновь отыскал и зажег ее, не понимая, что в комнате светло.
Домового обычно представляли в облике хозяина или хозяйки дома живого или умершего (последнего умершего либо самого старшего человека в семье). Облику присущи некоторые звериные черты, указывающие на его потустороннюю природу: длинные торчком стоящие уши (либо только одно), покрыт шерстью (в цвет волос хозяина дома), длинные когти. Лохматость и косматость домового сулила богатство дому, поэтому у бедняков домовой ходил голый. Одежда домового — зипун или синий кафтан, белая или красная рубаха подпоясана кушаком. Если домовой показывается в чёрном — это предвещает беду.
Необъяснимая способность усатых(котов или кошек) пропадать неизвестно куда и также внезапно появляться из ниоткуда тоже вселяет мысли о том, что хвостатые обладают способностью переходить из одного измерения в другое. Как ни печально, эти загадочные кошачьи «таланты» в средневековье сослужили своим хозяевам очень плохую службу. Кошек, особенно черных, тогда объявили пособницами дьявола, спутницами ведьм и колдунов, и массово сжигали на кострах.
Многие современные кошатники тоже утвердительно отвечают на вопрос, видят ли кошки домовых. Они уверены, что их питомцы находятся в тесном контакте с потусторонними силами. Этот вывод они делают, наблюдая за тем, как кошки охотятся за невидимой добычей или играют с кем-то, кого невозможно разглядеть.