I.
В 1623 году во Владимирской губернии родился мальчик, нареченный при крещении Михаилом в честь архистратига и вождя Небесной рати. Родители воспитывали сына в православной вере и благочестии. Половину своей жизни Михаил провел в миру, служа приходским священником. Овдовев сорока лет, он принял постриг в Золотниковской обители под именем Митрофана. В 1665 году Митрофан стал игуменом Яхромской святой обители, а через десять лет - настоятелем Макарьевского Троицкого монастыря. Расположенный в Костромской губернии на реке Унже монастырь пользовался особым расположением царского дома Романовых. Здесь под руководством преподобного Митрофана был построен собор во имя Святой Троицы. По инициативе царя Фёдора Алексеевича унженский игумен был посвящен в 1682 году в епископы новоучрежденной Воронежской епархии. В тот же год он участвовал в венчании на царство Ивана и Петра Алексеевичей и держал в руках царскую державу и венец будущего императора. Чудотворным образом Казанской Божией Матери воронежский святитель благословил юного Петра, предсказав ему великие победы и основание Санкт-Петербурга: «Возьми икону Казанской Божией Матери, и она поможет тебе победить злого и сильного врага. Ничего тогда не страшись - ничего! Ты победишь и сам побьешь много врагов. Потом ты перенесешь эту икону в новую столицу - великий град в честь святого Петра... Казанская икона будет покровом города и всего народа твоего. До тех пор, пока икона Казанская будет в столице и перед ней будут молиться православные, в город не ступит вражеская нога!»
За двадцать лет архипастырской деятельности святителя Митрофана в Воронежской епархии было построено пятьдесят семь новых храмов, в том числе Благовещенский собор (1690), украшенный шестиярусным иконостасом.
Пётр Великий уважал и любил святого Митрофана Воронежского. Бывая в Воронеже, он подолгу беседовал с ним. Часто посещал его богослужения и всегда старался чем-либо отличить усердную деятельность святителя «к государю и всему христианскому народу».
В составе монастырского «кумпанства» Рязанского митрополита Аврамия святитель принимал участие в постройке двух кораблей и трех боевых галер. Помогал Петру I и деньгами «на жалованье ратным людям морского воинского флота на Воронеже», говоря, что всякий сын Отечества должен помогать государству в его нуждах.
Служа во благо Православной Церкви и своего Отечества, Митрофан по праву заслужил имя «светильника веры, ревнителя благочестия и преславного России чудотворца». В своем духовном завещании он призывал священников, правителей и мирян жить в правде Божией: «Жизнь духовенства должна быть всегда благочестна, свята и благочинна. Правители да творят суд праведный и нелицеприятный. Для всякого же человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни мерность (умеренность) – богат будеши; воздержно пий, мало яждь – здрав будеши; твори благо, бегай злаго – спасен будеши».
На его погребение 4 декабря 1703 года в Благовещенский собор пришел Пётр Великий. Отдавая почести Митрофану Воронежскому, государь лично нес его гроб, а опуская тело в могилу, сказал на прощание: «Не осталось уже у меня такого святого старца! Ему же будет вечная память».
Чудесные исцеления от болезней и ран у гробницы Митрофана Воронежского начались в XIX веке. В 1832 году Митрофан Воронежский был причислен к лику святых.
В Митрофаниевский Воронежский монастырь приходили тысячи богомольцев. Основанный в 1836 году монастырь стал одним из духовных центров России, главной достопримечательностью Воронежа.
В честь святого Митрофана строились часовни, храмы и монастыри. К святителю и чудотворцу обращались за помощью, исцелением, спасением и защитой моряки Севастополя, участники Крымской, русско-турецкой, русско-японской и первой мировой войн. «Святый отче Митрофане, моли Бога о нас! Помогай своими молитвами правому оружию нашему, поднятому на благо Отечества!» – обращались воины на передовой к «воину Христову непобедимому».
В 1920 году Митрофаниевский Благовещенский монастырь был закрыт, а в 1942 разрушен фашистами. В 1964 году на его месте был построен университетский корпус. Уникальная серебряная рака воронежского чудотворца была переплавлена, а мощи на много лет скрыты в городском краеведческом музее.
В 1946 году Русская Церковь просила о возвращении мощей, но получила отказ. И только в октябре 1989 года мощи первого Воронежского епископа и чудотворца были возвращены православным. Сегодня мощи покоятся в Покровском кафедральном соборе.
II.
Поздней весной 2009 года наша компания, оставив машины на краю деревеньки, поднималась по довольно крутому склону в Ярославской области. Целью похода было урочище глубоко в лесу. Мошкара, моросящий дождь, тяжелый рюкзак с двумя детекторами выжали много сил. Настроение совсем испортилось, когда после короткого ливня окончательно отказал уже слегка «глючивший» раньше «Фишер» (как потом выяснилось, от тряски в предыдущих поездках был поврежден контакт). Сильно злясь на весь мир, отжав намокшие рукава, я собрала вечную «Аську» только из принципа, чтобы оправдать несколько километров пешего пути в горку. И пошла в противоположном от всех направлении, отбиваясь от голоднющих комаров. Час бесцельного плутания между одинаковыми сосенками разросшихся посадок немного охладил. Пружинящий слой хвои под ногами, запах смолы, равномерное «похрюкивание» «Аськи» увели мысли в сторону. Поднявшись на небольшой холмик, я наконец-то услышала первый дельный сигнал. Николаевский трюндель, за ним - пара его же двушек. Ничего, как говорится, пафосного. Ладно. Что еще и ожидать, если место не новое, а прибор «видит» под землей, дай Бог, на ладошку? Зачтем, как день здоровья после недели пыльного офиса.
И от следующего сигнала я тоже не ожидала сюрприза. Но, рассмотрев выковырнутый с пятисантиметровой глубины увесистый кругляш, даже немного оторопела. «Крестовой» пятак! Причем в очень приличном сохране. Однако! В нескольких шагах от основной поляны, почти на тропе я никак не ожидала найти ничего подобного. Азарт погнал вокруг места находки. Ну нет, больше не повезло. Еще около сорока минут, и только одна пуговка-«гирька», потом советский довоенный трехкопеечник. Рядом - еще сигнал, очень похожий. Видать, кто-то еще перед войной здесь прошел с дырявым карманом. Оказалось – гораздо раньше, лет примерно на двести. И потеря тяжеленькая - екатерининский пятак! Земля тут благодатная, пятачок как новый. Смешно, да? Три сезона, и никогда раньше он мне не попадался. Точно: как сезон откроешь – так его и проведешь. В этом году мне впервые посчастливилось найти образок Никиты Бесогона. Теперь вот две приятных находки, и тоже впервые такие в моем поиске.
Интересно, а где Вадим? Давно не слышно его. Продравшись через высокий кустарник, увидала Докa, скрючившегося на краю довольно глубокой ямки и что-то сосредоточенно перебирающего. Вокруг него разложены осколки тончайшего, нежных расцветок кузнецовского фарфора, если верить логотипу на сохранившихся донышках бывших чашечек и заварных чайничков. Примостившись рядом, я стала тоже выгребать из бывшей барской помойки осколки, перемешанные с землей. Как интересно! Тут и иностранные вензеля встречаются! Немецкая надпись по кромке блюдца… Жалко, что осколки слишком мелкие (до сих пор на даче лежит большой пакет, только так и не удалось мне собрать из кусочков ни одного целого предмета). Вадим осторожно приподнял лопатой большой ком земли, и из него буквально вынырнула крупная, пузатая, абсолютно целая аптечная бутылка с имперским орлом на боку!
Решив, что сегодня удивляться уже больше невозможно, мы вернулись на поляну немного отдохнуть. Отодвинув рюкзак, я машинально провела катушкой над кочкой, где он лежал, и прибор отозвался устойчивым сигналом. Что может быть в месте, где все складывают сумки? Пробка, брелок, гильза. Рефлекс «сомневаешься-копай» заставил копнуть. Да я сегодня уже не поведу бровью, даже если выкопаю сундук со скелетом Эдгара По.
Еще один екатерининский пятак??? В еще лучшем состоянии! Как это раньше писали в газетах? Народ испытал чувство глубокого удовлетворения? Вот-вот. Что-то вроде этого. Есть и отдыхать расхотелось. Оставив перекусывающих коллег, я отошла буквально на пятнадцать-двадцать метров от них. Из слоя хвои проглядывали уголки замшелых кирпичей. Аккуратненько проводя над ними катушкой, услышала негромкий, но ровненький сигнал. Выковырнула лопатой кирпич, сигнал стал сильнее. Еще обломок кирпича. Позвала на помощь Докa, и его усилиями на свет был вынут оловянный прямоугольный образок со скрученным уголком, пробитый сверху и снизу гвоздями. Понять, кто изображен на нем, без реставрации невозможно. Это была моя последняя находка в тот удивительный день.
Дорога назад уже не казалась ни дальней, ни утомительной. Вернувшись домой, я осторожно отмыла образок. Мужчина в церковных одеяниях. Буквы «С» и «М». Точно не знаю, кто это может быть. Наш старый знакомый, прекрасно владеющий приемами реставрации, расправил и очистил находку, но тоже не смог помочь с атрибуцией. Несколько недель я возила образок с собой, показывала друзьям, а потом убрала «до случая» в коробку.
Случай наступил только зимой. Мы с Вадимом поехали в воскресный клуб на Академической, и я захватила с собой некоторые из находок этого сезона. Взяла и образок, конечно. Сколько же было мнений!
- «Это кусок оклада» - авторитетно заявил один из знатоков.
- «Святой Михаил, что неясно?» - говорил другой. Через некоторое время моя хрупкая реликвия перекочевала в…ладонь? ...лапу? крупного мужчины.
- «Ваня Каторга!» - шепнули мне на ухо.
- «Ну что тут непонятного?» - гуднул уверенный бас. – «Митрофанушка Воронежский это!».
Прямоугольничек с Митрофаном вернулся в мою ладонь. Слова благодарности я лепетала уже в спину? …спинищу?
Его забыли, когда оставляли дом. Сколько лет хранил этот дом и его обитателей образ, приколоченный гвоздями к стене? Сколько еще лет он ждал меня? И почему именно меня?
При написании I части статьи использован текст В. Максимова «Святитель Митрофаний Воронежский» («Русский вестник», 2003).
Ольга Кузнецова
Альманах ДЕНЬГА №2 (29) / 2020