Найти тему
Travel Book. Кудрявцева

Знаменитые аллеи Калининградской области

Дорога к морю
Дорога к морю

Аллеи и сотен, тысяч деревьев - то, что меня очаровало в Калининградской области с первых же секунд. Мы въехали в зеленый тоннель, и я погрузилась в мечты, в свое детство…

Я слышала о них еще задолго до своей поездки в Калининград, да и часто видела их на фото, ведь они - излюбленное место всех местных и приезжих фотографов.

О дорогах Калининградской области буквально ходят легенды. Многие из них были построены еще во времена, когда Калининград был Кёнигсбергом. Дороги узкие, вдоль них вплотную высажены огромные деревья, они не похожи на обыкновенные дороги, а скорее напоминают зеленые тоннели из фильмов. Но помимо красоты, эти дорогие несут в себе и большую опасность, ежегодно унося с собой множество человеческих жизней, отчего местные дали им название "Последние солдаты Вермахта".

Конечно, немцы сажали деревья не для красоты, а совсем по другим причинам.

Давайте обратимся к истории. Впервые деревья вдоль дорог стали сажать в Китае еще в XIII веке. В XVI веке уже итальянский архитектор порекомендовал высаживать деревья вдоль дорог: они украшают дорогу и дают дополнительную тень. Ну и конечно же итальянцы не могли не уделить внимание визуальному наслаждению.

В XVII веке в Пруссии деревья использовались лишь для разграничения церковных приходов и деревень.

Но уже в XVIII веке Фридрих Вильгельм I издал указ, в котором говорилось о том, что следует высаживать вербы по краям обочин. Именно с тех пор дороги стали именоваться аллеями, а выбор деревьев для посадки передали в ведение местах администраций, но ограничили следующими породами: тополь, береза, верба, дуб и липа.

Фото с ресурса http://www.eastprussia.ru
Фото с ресурса http://www.eastprussia.ru
Интересно, что за истребление и нанесение деревьям вреда виновника ждало наказание. Особо провинившихся привязывали к позорному столбу на срок от 10 до 16 часов, а на шею вешали табличку на немецком и польском языках «вредитель деревьев». Виновник также был обязан высадить точно такое же дерево.

Позднее к этим наказаниям добавился еще и денежный штраф.

Так почему же деревьям вдоль дорог придавали такое серьезное значение?

Основная причина - скрыть дороги от глаз, чтобы при наблюдении с воздуха не было видно, где движется военная техника и пешие войска. По этой же причине дороги сделаны очень извилистыми, хотя рельеф вполне позволял построить дороги по прямой. Также деревья дают хорошую тень, что положительно сказывается на самочувствии военнослужащих при длинных переходах. В темное время суток они служили путеводителем и помогали не сбиться с пути. Зимой деревья защищали дороги от снега и «снижали монотонность пути».

Этими дорогами можно насладиться, если поехать в любой из морских городов. Будь то Янтарный, Светлогорск, Зеленоградск, Балтийск или Куршская Коса.

В 20-е годы прошлого столетия, как бы парадоксально это ни выглядело с нынешней точки зрения, деревья выполняли функцию безопасности дорожного движения. Стволы придорожных насаждений и защитные камни окрашивались в белый цвет на уровне светового луча автомобильных фар.

Занимательно, что в то время для контроля за всеми аллеями области назначался специальный чиновник. Он проводил ежегодную ревизию всех придорожных насаждений, а также осуществлял контроль за ними осенью и ранней весной.
Фото с ресурса http://www.eastprussia.ru
Фото с ресурса http://www.eastprussia.ru
Как отмечал некий путешественник, побывавший на мазерах в 1896 году, «все дороги без исключения здесь обсажены деревьями. Чувство уважения к деревьям здесь прививают со школы, и на каждом шагу встречаются прибитые к стволам таблички с напоминанием, что добрый человек не навредит дереву».

Благодаря тому, что деревья тогда так почитали и ценили, мы с вами имеем возможность любоваться ими до сих пор.

К сожалению, каждый год поднимается вопрос о вырубке этих знаменитых придорожных аллей, но местный жители раз за разом отстаивают свое достояние.

Расскажите, а вы бывали в Калининградских аллеях? Считаете их достоянием или опасностью для автомобилистов?

-----

Ставьте "палец вверх", если вам нравятся мои материалы, и вы сможете чаще видеть их в своей ленте :)

Подписывайтесь на канал, впереди нас ждет много путешествий!

-----

Для подготовки материала использовались стали с сайта о Восточной Пруссии. Большое спасибо автору за разрешение на использование материалов!

-----

Другие мои статьи про Калининград и область: