Библиотека является древним и вечно живым обиталищем человеческого разума. Неподвижные ряды книжных полок в библиотеках заключают в себе бесчисленные границы живого мира, где отражена непримиримая борьба различных идей, любопытные научные поиски различных авторов. В библиотеке можно наслаждаться прекрасным, приобретать познания, развлечения и пр. Все это заключено в книгах.
Вся жизнь вселенной сконцентрирована в библиотеке. Сегодняшний день изумляет нас лавиной информации. Чтобы овладевать и изучать эту информацию, чтобы не загромождать собственный ум тем хламом, который не нужен, чтобы увеличить свой разум познаниями всех фактов, без которых не может быть современного интеллигентного человека, необходимо, чтобы библиотека стала центром управления чтением читателей, в особенности в юношеском возрасте.
Для содействия читателям, в особенности читателям детям отыскать ответ на появившийся у них вопросы, делая упор на книгу, от библиотекарей требуются определенные знания, применение различных форм и способов общения с читателями, умение управлять действием чтения, стремление вызвать энтузиазм у современных детей к классике, с целью вызвать в них процесс самосознания, подтолкнуть их к выбору духовной модели поведения.
Чтение является индикатором не только состояния сообщества, но и отношения сообщества к собственному будущему.
В последние годы чувствуется надобность повышения роли библиотек в воспитательном воздействии на подрастающее поколение, осознания воздействия чтения на процесс социализации личности в любом возрасте.
Особую тревогу вызывает чтение молодежи, как самой динамичной общественной группы и самой функциональной категории читателей, которая нуждается в познаниях. Отсюда растет роль современной библиотеки, которая постоянно являлась одновременно хранилищем информации и основой для образования и культуры.
Для поддержки и развития чтения необходимо:
- стимулирование читательской энергичности при помощи проведения разных конкурсов и других мероприятий;
- реклама в библиотеках, в местных средствах массовой информации;
- призыв к чтению художественной и научно-популярной литературы как положительно нужного процесса, как знака успешности личности;
- создание социальной рекламы, которая адресована детям, подросткам, юношеству и которая должна формировать в их среде моду на чтение;
- активное поддержание инициатив и применение экспериментов других библиотек в продвижении чтения, в первую очередь, среди детей и подростков;
- введение в практику инновационных форм и способов популяризации книги, которые должны быть направлены на повышение качества чтения;
- активное оповещение профессионалов, которые работают с детьми и юношеством, о новостях отечественной и зарубежной литературы;
- активная популяризация традиции семейного чтения;
- увеличение квалификации, углубление личных познаний библиотекарей, которые занимаются продвижением чтения, в том числе при помощи проведения разных профессиональных конкурсов;
- уделение повышенного интереса развитию литературного творчества детей, подростков, юношества и взрослых;
- продвижение творения местных авторов;
- разработка и внедрение целевых комплексных программ и инновационных проектов по поддержке чтения, в том числе предполагающие внедрение и использование современных технологий;
- формирование в местном обществе положительного образа библиотек, при помощи применения в данных целях инновационных pr-технологий.
Рассмотрим формы поддержки чтения:
- Деятельностная форма выражена в литературных клубах, мероприятиях, акциях, конкурсах и проектах, которые приглашают к сотрудничеству и подключению в читательскую, творческую, литературную активность.
- Информационная форма, которая заключается в знаменательных литературных датах, премиях в области литературы, книгах-юбиляров, писателях-юбиляров, мероприятиях, приуроченные к чтению, обзорах новейших книг, в тематических выборках публикаций, книг, видео и аудиорепортажи, во встречах с участниками литературного и издательского процесса, в анализе литературного сегмента Интернет.
- Интерактивная форма выражена в опросах, онлайн-викторинах по творчеству автора или авторов, в рейтингах книг и писателей, в голосованиях.
Рассмотрим задачи:
- повышение интереса местного общества к национальной книге, чтению и библиотеке;
- возрождение престижа чтения;
- приобщение молодого поколения к интерактивному разговору, к чтению литературных текстов в сети Интернет и на электронных носителях;
- стимулирование инициатив и творчества читателей;
- содействие укреплению позитивного имиджа библиотеки в глазах общественности как информационно-культурного центра;
- сохранение обычаев семейного чтения.
Основными направлениями популяризации чтения в библиотеках являются следующие:
- популяризация классической литературы, как в рамках, так и за рамками учебных программ;
- знакомство с современной литературой;
- поддержка литературного творчества читателей;
- популяризация творчества местных авторов;
- развитие досугового чтения периодических изданий;
- вовлечение к чтению в библиотеке в целом.
В настоящее время активно применяется социальная реклама чтения. К примеру, новая социальная реклама в поддержку чтения книг, которую выпустило издательское агентство «Эксмо», дает понять, что книга - это не удел унылых ботаников, а нужная любому уважающему себя человеку вещь.
Современные люди забыли о ценностях литературы как таковой. Многие выбирают просмотр популярных романов по телевизору или через Интернет, полагая это достаточным. Но, с этим можно не согласиться, так как кинофильм является лишь добавлением, иллюстрацией, передающие субъективное мнение режиссеров и не всегда совпадающие с образами, которые появляются в воображении при чтении оригинала.