Найти в Дзене

Социальная реклама: задача, виды и формы

Социальная реклама - это сравнительно новое для России явление, которое издавна и крепко укоренилось в мире. Сегодня социальную рекламу можно повстречать на улицах большинства городов. Также проводятся различные международные конкурсы и фестивали социальной рекламы, а лучшие ролики разлетаются по Интернету в мгновение ока и набирают миллионы просмотров.
Социальная реклама представляет собой вид

Социальная реклама - это сравнительно новое для России явление, которое издавна и крепко укоренилось в мире. Сегодня социальную рекламу можно повстречать на улицах большинства городов. Также проводятся различные международные конкурсы и фестивали социальной рекламы, а лучшие ролики разлетаются по Интернету в мгновение ока и набирают миллионы просмотров.

Социальная реклама представляет собой вид маркетинговой деятельности, тесно связанный с обществом, то есть социумом. В фокусе внимания находятся модели общественного поведения людей.

Основной мишенью социальной рекламы является влияние на вредные с точки зрения социума привычки и повадки, при этом социальная реклама создает полезные для сообщества поведенческие модели.

В целом, социальная реклама содействует просвещению и гуманизации сообщества, благодаря чему активно используется государственными структурами, а также различными некоммерческими организациями.

Объектом действия социальной рекламы могут являться идеи, отношения или ценности. Вклад в создание каждого из данных явлений в нужном социуму русле можно внести с поддержкой эффективной социальной рекламы. Меняя сознание каждого гражданина, такие маркетинговые кампании приводят к постепенной замене модели поведения сообщества в целом. Этот процесс невозможно назвать скорым. Его скорее можно обрисовать пословицей «Вода камень точит».

Рассмотрим принципиальные моменты размещения социальной рекламы:

- Заказчиками могут выступать физические или юридические лица, а также органы государственной и муниципальной власти, и местного самоуправления.

- В социальной рекламе запрещается упоминать о конкретных марках и моделях продуктов, названия фирм и компаний за исключением органов власти, спонсоров и некоммерческих организаций.

- Рекламная площадь или продолжительность упоминания о спонсоре в аудиоформате должны соответствовать указанным нормам (не более 7%, то есть трех секунд).

- Законодательство не определяет, что социальная реклама обязана размещаться безвозмездно и не обязует площадки издавать ее в обязательном порядке. Однако средства массовой информации и прочие маркетинговые площади должны предусмотреть вероятность размещения социальной рекламы в количестве не менее 5% от всеобщего годового объема. По договоренности вероятна публикация и полностью на коммерческих условиях.

Социальная реклама является чрезвычайно разносторонним явлением, поэтому и методик ее классификации существует очень много.

Можно успешно систематизировать социальную рекламу по исполняемым функциям. Как и для остальных видов рекламы они могут быть следующими:

- Экономическая функция социальной рекламы заключается в создании спроса на установленный продукт. Данная функция присуща этому типу в наименьшей степени, но, все же может провоцировать спрос, к примеру, на детские автокресла без оглашения определенных марок и моделей.

- Социальная функция социальной рекламы заключается в рекламировании не материальных ценностей, а этичных и правильных моделей поведения.

- Коммуникационная функция социальной рекламы заключается в извещении аудитории о том или другом явлении.

- Маркетинговая функция социальной рекламы заключается в исполнении всех без исключения социальных маркетинговых роликов. Они не просто дают идею верного поведения аудитории, они ее «продают». Иначе это нехорошая социальная реклама, которая с высокой долей вероятности остается незамеченной.

Социальную рекламу можно разделять по собственному содержанию, по типу ее заказчика, по характеру действия, по формату.

По собственному содержанию социальная реклама может «продвигать» ценности, к примеру, семейные ценности, чистота в городе, здоровый образ жизни и пр. Речь идет не о материальных благах, а скорее о морали и нравственности сообщества. Также социальная реклама носит информацию о том или другом явлении. Например, плакаты, которые убедительно повествуют о вреде курения или об ущербе, который люди своими необдуманными деяниями могут нанести окружающей среде. Цель такой социальной рекламы заключается в предоставлении максимально полной информации о том или другом явлении.

Вторая классификация подразделяет социальную рекламу по типу ее заказчика. Это могут быть:

- Государственные структуры и прочие органы, к примеру, министерство, инспекция, армия, общественная служба. Реклама такого типа преследует цели конкретного ведомства, к примеру, напоминает о сборе налогов, о начале призыва в ВС РФ или ответственности за невыполнение тех или других предусмотренных законодательством действий

- Некоммерческие организации. Данные организации могут публиковать объявления о наборе волонтеров, о пристройстве кошек и собак из приютов, о поддержке инвалидов и сирот и пр.

- Коммерческие организации, которые также размещают социальную рекламу с разными целями. Как уже упоминалось выше, размещение названия или логотипа заказчика на таких маркетинговых носителях запрещается.

- Общественные организации, а также отдельные граждане. У этого типа социальной рекламы наблюдается истинный расцвет, так как баннеры и остальные типы маркетинговых носителей, которые оформлены разными публичными движениями, можно созидать все чаще.

По характеру действия рекламу можно поделить на:

- Позитивная социальная реклама. Это реклама, которая призывает действовать определенным образом или поразмыслить над любым вопросом, к примеру, как проводить больше времени со своими детьми, где пройти диспансеризацию, как верно ставить ударения в словах и пр.

- Негативная социальная реклама. Этот вид социальной рекламы должен вызвать у аудитории отрицательную эмоциональную реакцию на те или другие виды поступков. Сюда можно отнести, к примеру, изображение легких и остальных органов курильщика на пачках сигарет, которые должны активизировать отвращение к вредной привычке.

По формату социальную рекламу можно поделить на:

- Звуковая социальная реклама, к примеру, на радио или в облике аудиовещания в метро.

- Визуально-графическая социальная реклама, то есть когда носителями рекламы выступают баннеры, плакаты, афиши и иные.

- Видео реклама. Данный тип рекламы является более востребованным и действующим форматом рекламы.

- Объективная социальная реклама, когда обычные предметы городского пейзажа (урны, скамейки и пр.) оформляют с определенной идеей.

- Текстовая социальная реклама, к примеру, в виде бегущей строки на городских улицах, вокзалах и остальных объектах.

Социальная реклама призвана для решения следующих задач:

- привлечение интереса к имеющимся дилеммам социума. Например, плакаты о природной ситуации в городе, стране, мире и пр.;

- изменение обычных поведенческих моделей в лучшую сторону, к примеру, призыв выкидывать мусор в урну или уступать место пожилым людям в транспорте;

- агитация за исполнение определенного метода действий, к примеру, лозунг остаться дома и вызвать доктора, если заболел;

- призыв к оказанию материального содействия в решении каких-то проблем, к примеру, сбор средств на лечение тяжелобольных, содержание приютов для домашних животных и пр.

Как правило, людей можно просто поделить по их типам реакции на социальную рекламу. Они могут:

- человек считает социальную рекламу социально важной и нужной, реагирует положительно;

- человек не замечает социальную рекламу в общем городском контексте;

- человек реагирует с раздражением, отказывается изменять обычные поведенческие модели.

Сложность в том, что социальная реклама призвана воздействовать на очень широкую аудиторию. Однако, вследствие различия в социальном статусе, образовании, мировоззрении добиться 100% эффекта не представляется вероятным.

Эффективность социальной рекламы трудно поддается измерению. Для обыкновенной рекламы ее можно проследить по целевым действиям, к примеру, численность обращений, спрос на продукты в магазинах и пр. Для социальной рекламы количественных характеристик учета элементарно не существует.

Тем не менее, существует некоторое количество критериев, которых придерживаются рекламодатели: узнаваемость социумом затрагиваемой трудности и присутствие исчерпывающей информации по ней;
критика сложившейся публичной позиции по данному вопросу.

Чтобы социальная реклама подействовала, реципиент должен пройти следующие стадии:

- компетентность (услышал или прочитал о проблеме);

- ознакомление с информацией и ее изучение;

- формирование своей точки зрения на озвученную проблему;

- возникновение желания следовать обозначенной поведенческой модели;

- приобретение итога маркетинговой кампании за счет устойчивой модели действия у предоставленного индивида в указанной ситуации.

Достижение последнего шага будет обозначать, что эффективность социальной рекламы достигла 100%. Оценка специальными способами трудоемка и занимает немало времени, благодаря чему чаще только исполняется на уровне государства. Кроме того, невозможно исключить погрешность, к примеру, в том случае, когда человек поменял свои привычки под воздействием не социальной рекламы, а чего-то иного.