23 августа исполнилось 105 лет светлой памяти великого князя, внука императора Николая I — Константина Константиновича Романова.
С детства потомок царской семьи стремился воспитать в себе выносливость, стойкость, мужественность, юношей прошёл суровые испытания на военной службе, начав её на флоте простым матросом. Совершил заграничное плавание на фрегате «Светлана»; участвовал в военных действиях против Турции на Балканах. За проявленный героизм награждён орденом Святого Георгия IV степени.
Позже К. Романов был командиром лейб-гвардии Преображенского полка. Став генерал-инспектором военных учебных заведений, критически пересмотрел методы воспитания юнкеров и кадетов и разработал рекомендации, как добиваться того, чтобы будущие офицеры получали более широкое образование и были высоконравственными людьми.
Яркий след оставил Константин Романов в отечественной науке — с 1889 года четверть века был президентом Императорской академии наук, возглавлял Русское археологическое общество. По его инициативе проводились экспедиции, открывались обсерватории, лаборатории и музеи. Когда вице-адмирал Степан Макаров разработал проект первого в мире арктического ледокола для освоения богатств Севера, он нашёл поддержку в лице именно великого князя Романова, организовавшего курс лекций, чтобы доказать необходимость и реальность этого проекта. Ледокол был построен и получил название «Ермак» — в честь покорителя Сибири. Корабль служил стране более 60 лет, участвовал в войнах, спасал во льдах суда, терпевшие бедствия.
Родители Константина Романова любили отдыхать на Южном берегу Крыма в своём имении в Ореанде. Среди гор и живописных скал, на фоне изумрудной зелени великолепного парка выделялся белоснежный дворец в классическом стиле, возведённый в 1852 году архитектором Андреем Штакеншнейдером по заказу Николая Первого.
Прелесть крымской природы пробудила в юном Константине трепетное поэтическое чувство. Именно в Ореанде родились его первые строки:
Задремали волны,
Ясен неба свод;
Светит месяц полный
Над лазурью вод.
К сожалению, в 1882 году дворец погиб в пламени пожара. На эту трагедию Романов откликнулся стихами:
Я посетил родное пепелище —
Разрушенный родительский очаг,
Моей минувшей юности жилище,
Где каждый мне напоминает шаг
О днях, когда душой светлей и чище,
Вкусив впервые высшее из благ,
Поэзии святого вдохновенья
Я пережил блаженные мгновенья.
Придёт время, когда Константин Романов, человек уже с богатым жизненным опытом и овладевший многими профессиями, не без гордости скажет: «Для себя же — я поэт». Однако принадлежность к императорской фамилии не позволяла быть профессиональным литератором. И Константин Романов подписывал свои стихи так: К. Р. Лишь узкий круг людей знал, кто их автор. Но на поэтические строки, пленявшие возвышенным чувством и чистотой, обратили внимание многие известные композиторы — Чайковский, Рахманинов, Направник, Кюи, Глазунов. И зазвучали в России романсы: «Растворил я окно», «Первое свидание», «Уж гасли в комнатах огни», «Я сначала тебя не любила» и многие другие. Константин Романов и сам писал музыку на свои стихи.
Великий князь был талантливым музыкантом: прекрасно играл на виолончели, а на фортепиано блистательно исполнял с оркестром Первый концерт Петра Чайковского. Любил он произведения Моцарта и Шопена.
Когда для проведения летних концертов в Павловск приехал австрийский композитор Иоганн Штраус, Константин Романов и его отец играли в оркестре, а дирижировал сам «король вальсов».
В 1899 году отмечали столетие со дня рождения Александра Пушкина. Это знаменательное событие в культурной жизни России побудило Константина Романова возродить в Академии наук существовавший при Екатерине Великой «Разряд изящной словесности». На торжественном заседании академии прозвучала кантата Александра Глазунова на стихи Константина Романова.
По завещанию великого князя из его личной коллекции Академии наук достались бесценные раритеты, среди которых — перстень с изумрудом Александра Пушкина, подаренный вдовой поэта Владимиру Далю.
С особой бережностью относился К. Романов к чистоте русского языка. Главным детищем великого князя стал Пушкинский дом в Санкт-Петербурге (ныне Институт русской литературы).
Великий князь воспринимал поэзию как бесценный «божественный дар» человеку. По его мнению, «поэзия льётся с неземной высоты, возвышает душу, несёт мир, добро, надежду, позволяет забыть земные невзгоды».
Он был прекрасным семьянином, отцом девяти детей. Когда родился первенец Иоанн, счастливый отец записал в дневнике: «Я ещё никогда такого блаженства, такого священного восторга не испытывал. Мне казалось, что я не вынесу этого неземного счастья».
Сыновей К. Романов воспитывал в строгости, с детства готовил их к защите Отечества. По-разному сложилась их жизнь. Олег служил корнетом в гусарском полку. Когда началась Первая мировая война, во время атаки он был ранен в живот и в госпитале города Вильно сказал отцу, что счастлив умереть так же, как Пушкин. Константин Романов не смог пережить гибель любимого сына и через несколько месяцев, в 1915 году, ушёл из жизни. Похоронили его в великокняжеской усыпальнице Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Ему не пришлось пережить ещё одну трагедию: в ночь на 19 июля 1918 года, через сутки после расстрела семьи Николая II, близ уральского города Алапаевска Пермской области большевики сбросили живыми в старую шахту трёх его сыновей — Иоанна, Игоря и Константина. Двое суток ещё раздавались стоны и пение молитв. Шахту забросали брёвнами, гранатами и кусками горящей серы. Вместе с братьями Романовыми погибла и великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова — одна из самых красивых женщин в Европе, отличавшаяся тонким умом и большим сердцем. Когда она, внучка английской королевы Виктории, юной девушкой приехала в Россию и вышла замуж за великого князя Сергея Александровича Романова (младшего брата императора Александра III), Константин Константинович посвятил ей восторженное стихотворение:
Какой-то кротости и грусти сокровенной
В твоих глазах таится глубина.
Как ангел, ты чиста и совершенна;
Как женщина, стыдлива и нежна.
Русской православной церковью Елизавета Фёдоровна и сыновья Константина Романова были возведены в ранг святых новомучеников.
Вдова К. Романова с младшими детьми Верой и Георгием уехала пароходом в Стокгольм под покровительство шведского короля.
Константин Романов — один из достойнейших представителей императорской династии России. Верой и правдой служил он делу процветания Родины. С надеждой и уверенностью написал:
Для духа смерти нет!
И нет для духа тленья!
И ныне, и всегда бессмертен я.
Инна КОЗЕЕВА,
член Союза писателей России