Есть такая негласная классификация британских групп 60-х – так называемая «большая четвёрка», - куда наряду с The Beatles, The Rolling Stones и The Who входят и The Kinks. Насколько правомочно так считать, сказать трудно – легко могут возникнуть и другие претенденты. Но то, что The Kinks группа значимая, это точно. И значимость их ощущается практически во всех жанрах, в которых есть электро-гитара. Многие даже считают их прородителями панка! Спорить не будем, а просто перенесёмся в далёкий и прекрасный 1965 год, в Париж, и посмотрим их живое выступление.
Прежде, чем вы увидите фильм, хочу сказать пару слов про группу. И начать хочу с мнения Блэка Фрэнсиса (Black Francis) из Pixies.
Он как-то сказал. «Я никогда специально не копировал Рэя Дэвиса (Ray Davies) из The Kinks. Но каждый раз, когда я слышу одну из моих собственных песен, я вынужден признаться - черт возьми: вот он, безошибочный отпечаток The Kinks! Оно и понятно – ведь это результат ежедневного прослушивания их «сборника». Это пришлось на времена, когда мне было примерно от 14 до 18 лет. Есть и другие невероятные песни, не включенные в этот драгоценный сборник, но те 28 песен навеки отпечатались в моем мозгу. И я горжусь, что являюсь “верным слугой” The Kinks».
Аналогичное «невидимое влияние» признаёт не только фронтмен Pixies – многие рокеры из последующих поколений говорят про «кинксовскую» составляющую в своём творчестве.
Истоки группы таковы: они начинали как The Ravens в 1963 году, но вскоре переименовались в The Kinks. Братья Рэй и Дэйв Дэвис (Ray & Dave Davies), а также примкнувшие к ним Мик Эйвори (Mick Avory) на барабанах и Пит Куэйф (Pete Quaife) на бас-гитаре начинали, как водится, с обычных блюз-роковых каверов.
Этим они не сильно отличались от других групп – такие каверы были характерны для большинства молодых британских рок-коллективов. Время неслось стремительно – и если The Beatles и The Rolling Stones быстро переключились и стали «налегать» на собственное творчество, то у The Kinks сначала с этим произошла небольшая заминка. Но длилось это совсем недолго - авторский талант Рэя Дэвиса стал раскрываться от песни к песне, и The Kinks очень быстро встали в один ряд с «битлами» и «роллингами»: и не просто встали, но даже потеснили их с первых позиций в хит-парадах.
Эта съёмка интересна ещё тем, что показывает The Kinks в некоем переходном периоде, когда они всё ещё получали невероятный кайф от исполнения традиционного рок-н-ролльного репертуара, но уже имели за плечами кое-что своё. И, похоже, парижская молодёжь как раз жаждет такого шоу, насыщенного всеми атрибутами рок-н-ролла. Обратите внимание – в зале в основном мужская аудитория.
Лёгкий закулисный проход с камерой, и занавес открывается – вот они, стильные британские герои! И предстают они перед публикой как раз именно в том супер-модном и заводном качестве, какого, похоже, так ждёт заполненный зал. Оператор выхватывает отдельные лица – это на 95% молодёжь.
Может быть, The Kinks здесь не слишком хорошо сыграны (хотя ритм секция очень даже на высоте!), может быть не слишком точно интонируют вокально, но, как группа, они явно способны завести зал.
The Kinks начинают с "Bye Bye Johnny B Goode" – странноватого, но «ударного» рок-н-ролла, сделанного на основе хита Чака Берри (Chuck Berry). Причём, где-то в тексте проскакивают французские слова. Или мне показалось?
Следующий номер – мощный кавер на песню "Louie Louie", и это вызывает мгновенный отклик зала. Атмосфера разогревается – и вот уже звучат первые аккорды собственного модного сингла "You Really Got Me".
Впрочем, вы сами всё можете увидеть.
Сет-лист этого недолгого – чуть более 20 минут – выступления выглядит так:
Bye Bye Johnny B Goode
Louie Louie
You Really Got Me
Got Love If You Want It
Long Tall Shorty
All Day And All Of The Night
All Aboard
Интересна губная гармошка Рэя Дэвиса в песне “Got Love If You Want It” – есть что-то «роллинговское» в ритмической структуре этой песни и её развитии.
Кадры фильма - идеальная капсула времени. Они не только отражают ту лихорадочную атмосферу в зале - они также являются историческим документом. Глядя на эти съёмки, легко можно представить себе ту невероятную «тягу» на британские рок-группы 60-х. И здесь The Stones, TheBeatles, The Who и The Kinks, как мне кажется, действительно могут стоять в одном ряду.
Дальнейшая успешная карьера The Kinks полностью подтвердила их состоятельность, как творческих единиц.
Интересно то, что разговоры о воссоединении давно разругавшихся братьев Дэвис периодически возникают в британской музыкальной прессе - до сих пор. Правда, воссоединение The Kinks в оригинальном составе уже невозможно – в 2010 году ушёл из жизни бас-гитарист Пит Куэйф (обратите внимание в фильме на его Rickenbacker, висящий высоко на груди – чуть ли не один из первых в Англии).
Если в вашей фонотеке образовался вакуум вокруг названия The Kinks, то рекомендую его заполнить: уж если не «номерными» дисками, то парой «сборничков» - по примеру Блэка Фрэнсиса из Pixies, - точно, группа заслуживает внимания.
Они и сегодня остаются одной из самых влиятельных групп за всю историю рок-музыки.