Найти в Дзене
BIS ART GALLERY

BIS ART GALLERY о танцовщицах и жрицах любви Анри Тулуза-Лотрека. Часть 1.

Наша команда BIS ART GALLERY уже делала подробный пост о продажной любви в искусстве, однако решили, что стоит сделать отдельный пост про Анри Тулуза-Лотрека, чье творчество воспевало ночных жриц и танцовщиц кабаре.
Анри де Тулуз-Лотрек родился в знатной аристократичной семье на юге Франции и провел свои первые годы в семейном поместье. Однако несмотря на благополучие семьи, Тулуз-Лотрек из-за

Наша команда BIS ART GALLERY уже делала подробный пост о продажной любви в искусстве, однако решили, что стоит сделать отдельный пост про Анри Тулуза-Лотрека, чье творчество воспевало ночных жриц и танцовщиц кабаре.

Анри де Тулуз-Лотрек родился в знатной аристократичной семье на юге Франции и провел свои первые годы в семейном поместье. Однако несмотря на благополучие семьи, Тулуз-Лотрек из-за кровосмешения в семье (его бабушки были родными сестрами), он страдал из-за генетического заболевания, из-за которого его ноги были непропорционально коротки, а его рост достигал всего лишь 152 см. В дальнейшем его физический недостаток предопределил круг общения.

Фотография Анри де Тулуза-Лотрека
Фотография Анри де Тулуза-Лотрека

Из-за его физических кондиций Тулуза-Лотрека не взяли на военную службу, и юный аристократ нашел свое признание в живописи. Как и большинство художников того времени, Тулуз-Лотрек обратил взор на Париж, и в итоге к 20 годам он прописался в самом богемном районе 19 века - на Монмартре.

На Монмартре он познал все прелести богемной жизни - знакомство с самыми передовыми художниками и писателями того времени, реки шампанского и абсента, вечеринки в кабаре и любовь проституток.

Анри де Тулуз-Лотрек, "В Мулен Руже", 1892, холст, масло, 123х140
Анри де Тулуз-Лотрек, "В Мулен Руже", 1892, холст, масло, 123х140

Знаменитый "Мулен Руж" неразрывно связан с Тулузом-Лотреком и его творчеством. Не только он для них делал афиши, но писал портреты его звездных танцовщиц, которые были его близкими подругами. Как и его звездный соотечественник Дега, Тулуз-Лотрек обожал изображать танец и танцующих девушек. Однако если у Дега изящные балерины были словно как птицы, но абсолютно безымянны и безлики, то Тулуз-Лотрек вульгарных на первый взгляд танцовщиц кабаре изображал как акробаток, но все героини его обладали яркой индивидуальностью. В этих неизящных взмахах ногами и поднятых юбках последний находил особую красоту и искру жизни.

Анри де Тулуз-Лотрек, "В Мулен Руже", 1890, холст, масло, 115х149
Анри де Тулуз-Лотрек, "В Мулен Руже", 1890, холст, масло, 115х149

Ла Гулю называли "Королевой Монмартра". Ла Гулю (La Goulue) с французского переводится, как "обжора", потому что она действительно любила поесть, а еще выпивала шампанское прямо со столов посетителей. Урожденная Луиза Вебер, Ла Гулю привлекала клиентов своим коронным номером. Она стремительно кружилась, в прыжке скидывала ногу и с визгом садилась на шпагат. Ла Гулю можно считать прародительницей кан-кана.

Анри де Тулуз-Лотрек, "Ла Гулю, входящая  в Мулен Руж с двумя женщинами", 1892, картон, масло, 79,4×59
Анри де Тулуз-Лотрек, "Ла Гулю, входящая в Мулен Руж с двумя женщинами", 1892, картон, масло, 79,4×59
"Танец Ла Гулю и Жака Ренодана", 1895, холст, масло, 298×316
"Танец Ла Гулю и Жака Ренодана", 1895, холст, масло, 298×316

Тулуз-Лотрек зачастую помещал своих любимых танцоров на афиши.

Ла Гулю, танцующая с другой звездой кабаре, Валентином Бескостным
Ла Гулю, танцующая с другой звездой кабаре, Валентином Бескостным

Другой музой Тулуза-Лотрека была Жанна Авриль, урожденная Жанна Луиз Бодон. Дочь итальянского аристократа и проститутки, она поначалу росла с бабушкой и дедушкой, но потом ее родная мать снова взяла под опеку Жанну. В 13 лет будущая звезда "Мулен Ружа" сбежала от побоев матери-алкоголички, которая из дочери пыталась тоже сделать проститутку. Девушка в итоге оказывается в больнице Сальпетриер с двигательным расстройством, хореей. Однако один раз станцевав перед медперсоналом больницы, она излечивается от болезни.

Спустя некоторое время Жанна Бодон оказывается в "Мулен Руже", где и возьмет себе псеводним Жанна Авриль. Однако если Ла Гулю была пышной и бешено энергичной, то Авриль была более меланхоличной по натуре, худощавой и более изысканной - но тем не менее, тоже очень популярной танцовщицей.

Анри де Тулуз-Лотрек, "Жанна Авриль покидает Мулен-Руж", 1892, масло, гуашь, картон,  84.3 х 63.4
Анри де Тулуз-Лотрек, "Жанна Авриль покидает Мулен-Руж", 1892, масло, гуашь, картон, 84.3 х 63.4
"Танцующая Жанна Авриль", 1892, картон, масло, 85.5 x 45
"Танцующая Жанна Авриль", 1892, картон, масло, 85.5 x 45
Жанна Авриль на эскизе к постеру "Сад Парижа", 1893, картон, гуашь, 99×71
Жанна Авриль на эскизе к постеру "Сад Парижа", 1893, картон, гуашь, 99×71

Афиша с Жанной Авриль, 1893, литография
Афиша с Жанной Авриль, 1893, литография
Жанна Авриль, 1899
Жанна Авриль, 1899
-13

"В Мулен Руже", начало кадрили, 1892, гуашь, масло, картон, 80×60.5
"В Мулен Руже", начало кадрили, 1892, гуашь, масло, картон, 80×60.5
Анри де Тулуз-Лотрек. "Марсель Лендер, танцующая болеро в оперетте «Хильперик»",
1895, 145х150
Анри де Тулуз-Лотрек. "Марсель Лендер, танцующая болеро в оперетте «Хильперик»", 1895, 145х150
"В Мулен Руже", две танцующие девушки", 1892, 93х80
"В Мулен Руже", две танцующие девушки", 1892, 93х80

Во второй части мы посмотрим на многочисленные картины Лотрека, посвященные женщинам, работающим в борделях.