Смирительную рубашку изобрели для того, чтобы душевнобольной не мог нанести увечье ни себе, ни окружающим. Корсет же, как оказалось, обладал противоположным эффектом: призванный улучшить контуры фигуры, на деле он причинял огромный вред здоровью. Споры о вреде корсетов вспыхнули ещё в 1840-е гг., когда их тугая шнуровка стала общепринятой нормой. Несмотря на факты, доказывающие опасность столь популярной осиной талии для женского организма, большинство модниц продолжало упрямо мучиться, стягивая свое тело настоящими панцирями из кожи или китового уса.
Об осиной талии женщины задумались отнюдь не в XIX в. Одна средневековая французская королева приказала, что бы окружность талии ее придворных дам соответствовала невероятным меркам - от 25 до 33 см. каким образом выполнялся приказ, остается только гадать, но впервые корсеты были, безусловно, варварскими. Говорят, в эпоху Возрождения одна из герцогинь Медичи добилась талии в 33 см с помощью железного корсета. Даже в начале XIX в. корсеты изготовлялись из кожи с толщиной более 1 см - как и воротники-колодки, которые в XVIII в. носили британские солдаты, что бы держать голову прямо. Женщины в корсетах уподобляли муравьям с тонкой перемычкой, соединяющей бюст с бедрами .
Результатом бесчеловечной утяжки становилась атрофия спинных и брюшных мышц. Женщина уже не могла сидеть прямо без корсета, а некоторые не обходились без него даже во время сна. Модницы считали: чем тоньше талия, тем более сексуально и соблазнительно выглядит ее владелица. Вопрос спорный. Очевидно одно: корсет действительно подчеркивал женские половые признаки - даже самый скромный бюст поднимался с его помощью чуть ли не до подбородка.
Ношение корсета было не просто модой, а особым культом. Больше всего удивляет то, что женщины мучились по собственной инициативе. Жертвы моды испытывали настоящие физические страдания. Проводившиеся в викторианскую эпоху вскрытия показывают, что в отдельных случаях корсет серьёзно повреждал печень, иногда практически разделяя ее надвое. Другие органы смещались с положенных им мест. В 1837 г. вышла книга, посвященная деформации грудой клетки и позвоночника в результате ношения тугих корсетов. В ней приводились бесспорные свидетельства повреждений скелета и внутренних органов модниц. Несмотря на очевидные факты, женщины продолжали сжимать себя все туже. На сатирических рисунках того времени часто изображали горничных - и даже мужей, - упирающихся ногой в спину любительниц тонкой талии, чтобы посильнее затянуть шнуровку на корсете. В 1850 г. доктор Коупленд в своем "Медицинском словаре" предупредил, что эта мода вредит не только позвоночнику, но и детородным органам. Под удар, таким образом, ставилась судьба будущего поколения. Один француз назвал корсеты "убийцами рода человеческого". А некий немецкий ученый утверждал, что они вызывают множество болезней, включая туберкулез, рак, эпилепсию.
На всемирной выставке 1851 г. в Лондоне Великобритания продемонстрировала все свои технические достижения включая, естественно, и британские корсеты. Почетное место среди них занимала модель "Амазонка" с эластичной шнуровкой, которая не сковывала "ни единого вздоха и движение наездницы". Некоторые женщины не снимали корсеты даже во время беременности и родов. Результат - множество случаев инвертированных (втянутых) сосков, не позволяющих матери кормить младенца грудью.
Благодаря стараниям доктора Боудлера викторианские женщины получили корсеты для коррекции фигуры разнообразных размеров и форм. Например, согбенные дамы, страдающие ожирением, могли приобрести в универмаге модель под названием "самоподгоняющийся симметричный восстановитель формы тела". Даже самая неуклюжая девица с ужасной привычкой ходить тяжелыми размашистыми шагом, перенося всю массу тела вперед, решала свои проблемы с помощью "корсета обратной тяги". Просто тучная леди приобретала вариант для "саморегуляции формы тела". Плоскогрудым надежду приобрести привлекательные формы дарил "невидимый стягиватель лопаток".
Пожалуй, сильнее всего тугие корсеты вредили легким и дыханию викторианских дам. При естественном дыхании у человека вздымаются живот и грудная клетка. Очевидно, при затянутой талии живот был настолько сдавлен, что женщины поневоле привыкали ограничиваться только грудным учащенным, поверхностным дыханием. Дошло до того, что даже медики стали считать такое дыхание нормальным для прекрасного пола. Именно хроническое кислородное голодание объясняет склонность благородных дам викторианской эпохи падать по любому пустяку в обморок. Их повышенная "чувствительность" - результат не тонкой натуры, а тугой шнуровки. В общем, по словам одной американской писательницы того времени, корсет, "притворяясь слугой, является на деле тираном, норовящим стиснуть, сдавить, словно медведь, ломая ребра, портя легкие и сердце, желудок и множество других внутренних органов".
Смирительную рубашку изобрели для того, чтобы душевнобольной не мог нанести увечье ни себе, ни окружающим. Корсет же, как оказалось, обладал противоположным эффектом: призванный улучшить контуры фигуры, на деле он причинял огромный вред здоровью. Споры о вреде корсетов вспыхнули ещё в 1840-е гг., когда их тугая шнуровка стала общепринятой нормой. Несмотря на факты, доказывающие опасность столь популярной осиной талии для женского организма, большинство модниц продолжало упрямо мучиться, стягивая свое тело настоящими панцирями из кожи или китового уса.
Об осиной талии женщины задумались отнюдь не в XIX в. Одна средневековая французская королева приказала, что бы окружность талии ее придворных дам соответствовала невероятным меркам - от 25 до 33 см. каким образом выполнялся приказ, остается только гадать, но впервые корсеты были, безусловно, варварскими. Говорят, в эпоху Возрождения одна из герцогинь Медичи добилась талии в 33 см с помощью железного корсета. Даже в начале XIX в. корс