Яндекс.Дзен оставался для меня невидимым, что называется «в упор», вплоть до весеннего периода самоизоляции. А ведь этой информационной площадке в этом году исполнилось уже 5 лет: днём рождения Дзена считают 9 июня 2015 г. Такая информационная слепота у интернет-пользователя со стажем, с 1992 года ежедневно и неоднократно заходящего на Яндекс за новостями и необходимой информацией, озадачивает.
Обратить внимание на Дзен меня заставило рекламное объявление ВКонтакте о бесплатном вебинаре, посвященном заработку на Дзен. Новое для меня явление заинтересовало ̶ пришлось к нему присмотреться, то есть поискать ответы на возникшие вопросы:
- Как увидеть Дзен?
- Как сделать ленту Дзена содержательной?
- Так что же такое – Яндекс.Дзен?
- Чем автор отличается от блогера?
- Чем рекомендательная система отличается от блогерской платформы?
Как увидеть Дзен?
Возможны три варианта действий:
Вариант 1. Ввести адрес zen.yandex.ru ̶ откроется новостная лента Дзена, якобы уже сформированная на основе ваших интересов (возможно, в самом начале – на основе ваших поисковых запросов к Яндексу?).
Вариант 2. Найти над поисковым полем Яндекса пиктограммы сервисов, выбрать «ещё» и кликнуть Дзен:
Вариант 3. Если вы вошли в один из своих аккаунтов на Яндексе, то новостная лента Дзена будет первой среди лент других сервисов ̶ прокрутите страницу Яндекса вниз, чтобы увидеть ленту Дзена ниже поискового поля и рекламного баннера.
Первое впечатление
С первого взгляда любовь к Дзену возникнуть не может просто по определению: множество карточек в ленте, похожих на рекламные баннеры, с крикливыми заголовками, ведут к заметкам-обрубышам
«ни о чём», которых и статьями-то назвать ̶ язык не повернётся. Просто «сплетни на скамейке», как это называлось в советские времена.
К тому же послушаешь бесплатный вебинар про Дзен, да заглянешь на «топовый» канал, к примеру, одной «путешественницы», ̶ и диву даешься: там не то что единства темы, оригинальной мысли или стиля, но нет даже элементарных навыков превращения устной речи в текст. И эту наивную полуграмотную отсебятину тьюторы рекомендуют, как образец для подражания!?..
Однако, по данным системы Яндекс.Радар за август 2020г.:
Трафик впечатляет – почти 17 миллионов посетителей в день! Значит, люди находят на Я.Дзене что-то интересное для себя, иначе бы не возвращались. Видимо, кроме того, что плавает на поверхности, есть ещё что-то в глубине Дзена – стоит поискать.
Как сделать ленту Дзена содержательной?
Новостная лента Дзена начинает меняться сразу же, стоит вам поинтересоваться хоть какой-то статьёй или видео из ленты: ключевые слова (теги) из описания публикации добавляются в столбец слева от ленты – начинают формироваться «ваши интересы». Дальше вы сможете собрать собственное подмножество Дзен-каналов, интересных и полезных для вас лично.
Каналы на Дзене можно встретить самые разнообразные по тематике: технические и литературные, научно-популярные и познавательные, даже философские и узко-специальные.
Для ускорения процесса Дзен-адаптации полезно:
1. Старайтесь не кликать по явному «мусору» в ленте Дзена, выбирайте для просмотра только действительно интересные для вас заметки. Ставьте «лайки» понравившимся статьям.
2. Обращайте внимание на название авторского канала, с которого к вам приходят публикации. Кликнув по его названию, вы получите перечень всех статей и видео автора. Если понравилось содержание канала – выберите «Подписаться». А при просмотре ленты переключитесь на режим «Только подписки» – будете видеть «Публикации из ваших подписок», без мусора (но и без интересных статей новых авторов, которые ещё не попадали в поле вашего зрения).
3. Можно почистить и стандартную «Ленту на основе ваших интересов». Для этого, увидев в ней раздражающий материал, зайдите на канал автора, кликните три точки под логотипом канала и выберите «Заблокировать» – посты этого автора больше не должны появиться в вашей ленте.
Так что же такое – Яндекс.Дзен?
Сервис растёт и довольно быстро меняется. Даже с месяц назад создатели позиционировали его несколько иначе, чем сегодня.
ИГОРЬ | ПРОДЗЕН отмечает следующие этапы трансформации сервиса:
С рождения в 2015г. – Дзен просто показывал публикации с сайтов.
30 мая 2017г. – было объявлено о запуске «платформы для создания контента», появилась возможность публиковать авторские статьи прямо в Дзене. Платформа позиционировалась, как рекомендательная система текстов и новостей.
Апрель 2019 – у Яндекс.Дзена появился рекламный кабинет. Сервис персональных рекомендаций контента превратился в рекламную платформу с аудиторией более 50 млн человек.
Сентябрь 2020г. – Дзен из «рекомендательной ленты» стал «блог-платформой», авторов больше нет – они стали «блогерами». Текстовые публикации теперь можно существенно разнообразить за счёт виджетов:
К каким принципиальным изменениям в ориентации платформы привела такая подмена терминов? Рискну дать собственный, возможно идеалистический, ответ на два вопроса, заданные здесь:
Чем автор отличается от блогера?
Чем рекомендательная система отличается от блогерской платформы?
Автор (синонимы создатель, творец, сочинитель) – эрудированный, мыслящий человек, накопивший солидный багаж знаний и опыта, пишущий не по заказу, а по велению души, для себя и для читателя. Читатели у серьёзного автора – тоже люди с критическим мышлением, которым не интересна реклама, они её просто не замечают.
Блогер – автор блога , т.е. сетевого журнала (синоним интернет-журналист). Работа у него такая – писать за деньги, чаще всего по заказу того, кто эти деньги платит, – в Дзене платит рекламодатель. Аудитория блогера обычно приходит за развлечением, а потому нетребовательна и в некотором смысле всеядна: готова обсуждать и смотреть всё, что покажут, в том числе и рекламу.
Нужно ли после этих определений объяснять разницу между рекомендательной системой с авторскими материалами и блогерской платформой?.. Очевидно, что второй вариант для Дзена предпочтительнее, так как привлечет больше публики, потребляющей рекламу, а следовательно, и больше рекламодателей. Пресловутый Алгоритм Дзена, следуя этой логике, должен продвигать блоги со «сплетнями на скамейке», предоставляя им львиную долю просмотров в якобы «новостной ленте» Дзена. Что, собственно, он и делает!
Лайфхак напоследок
Пишущие про свой опыт работы с Дзеном изредка обнаруживают «запретные слова», которые не стоит употреблять в заголовках: статьи с ними не блокируются, но и не показываются в ленте. Например, слово СМЕРТЬ в заголовке, независимо от контекста, может плохо сказаться на судьбе публикации.
На моём канале статья, которую вы читаете, всего лишь пятая. Три из предыдущих статей получили нормальное количество показов за месяц: от 116 до 255. Но вот статье, названной изначально «Как робот научный журнал убил», не повезло: 5 показов, и всё!
Версия очевидная: слово УБИЛ убило показы?
Увы! Переименование «Как робот научный журнал ликвидировал» не помогло.
Неужели всесильному Алгоритму не по нраву слово РОБОТ?..
А с заголовками ваших статей бывали подобные казусы?
Пишите комментарии,
ставьте лайки,
подписывайтесь на канал,
и БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!