Найти тему
Киновед в штатском

"Дюна": Есть ли у фильма шанс не провалиться в прокате?

Шутки шутками, а коллапс кинопроката усиливается. Смешно, конечно, обсуждать то, как в московских кинотеатрах билетеры будут каждые десять минут проверять, в масках вы сидите или сняли, пока никто не видит. Но это маловажно на фоне того, что в кинозалах стало просто нечего смотреть. Российское кино с выпавшей на его долю радостью не справляется (помните, было такое кино "Вратарь галактики"? Нет? И никто не помнит), а из Голливуда новинки приходят только из числа тех картин, которые выбросить не жалко.

Кадр из трейлера фильма "Дюна"
Кадр из трейлера фильма "Дюна"

Фактически из крупных релизов в прокатных планах на оставшиеся три месяца года остались всего три проекта: новый Бонд, сиквел "Чудо-женщины" и "Дюна" Вильнева. И если по первым двум вопросов нет, эти два фильма вполне способны совершить хотя бы локальный и временный прорыв сложившейся ситуации, то с фантастическим фильмом, который и в лучшие времена выглядел авантюрой, все сложно. Да что там сложно! Прямо скажу, тут попахивает катастрофическим провалом, на фоне которого касса "Довода" покажется внушительной и привлекательной. Но давайте не будет спешить с "похоронами" и порассуждаем, какой для "Дюны" складывается ландшафт, и возможно ли на нем устоять под тяжестью проблем и неожиданных вызовов.

Лого фильма "Дюна"
Лого фильма "Дюна"

Строго говоря, "Дюна" с самого начала выглядела рискованным проектом, тут сошлись сразу несколько причин с опаской смотреть на происходящее. Во-первых, роман Фрэнка Герберта даже при наличии экранизации по-прежнему многими воспринимается как "невозможный для киноадаптации". Он и вправду громоздкий, предельно масштабный, перенаселенный героями и необычный даже по меркам научной фантастики. Во-вторых, предыдущая попытка сделать из книги фильм закончилась позорным крахом, не помогло даже участие в постановке Дэвида Линча, Кайла Маклахлена и Стинга. "Дюну" 1984 года растоптали критики и заканселили зрители - это больно ударило и по создателям, и по студии. В-третьих, мир переживает сейчас не лучшие времена. Это касается, как пандемии, так и отношения к жанру - фантастика не в почете там, где каждый новый день становится похож на очередной эпизод хоррор-сериала. В этом положении всем причастным к созданию фильма приходится рисковать, поскольку совершенна непредсказуема ни реакция публики, ни дальнейшая ситуация с кинопрокатом. Нет даже четкого понимания, что у Вильнева получилось, ведь из трейлера пока очень сложно делать какие-то выводы.

Кадр со съемок фильма "Дюна"
Кадр со съемок фильма "Дюна"

Кстати, именно имя режиссера - первое, что будит моего маленького червячка сомнений. Казалось бы, выбор единственно верный. У Дени Вильнева особый взгляд на искусство, он умеет работать со сложными темами, его уважают актеры, продюсеры видят в нем большой потенциал. В его руках совершенно неожиданно для многих стал уважаемым хитом довольно камерный и совершенно не тривиальный фильм "Прибытие". Там была интригующая тайна, двойное или даже тройное дно и привлекательный женский персонаж на ведущих ролях, что существенно расширило аудиторию фантастического фильма.

Кадр из фильма "Прибытие"
Кадр из фильма "Прибытие"

С другой стороны, все мы были свидетелями того, как бесславно пошел на дно "Бегущий по лезвию 2049" - несмотря на высокие оценки критиков, кассовые показатели фильма оказались удручающими. И тоже - у фильма была масса плюсов: культовый оригинал, невероятной красоты картинка, Райан Гослинг в главной роли. Но зритель продемонстрировал неготовность поглощать сложную философию и погружаться в разветвленную мифологию. А ведь это именно то, что ждет всех нас в "Дюне" - даже фанаты книжной серии не рискнут пытаться в трех словах объяснять ее сюжет. Но в случае фильма этим непременно придется заняться, и в самой доступной форме, иначе зритель убежит, как с "Довода".

Кадр из фильма "Бегущий по лезвию 2049"
Кадр из фильма "Бегущий по лезвию 2049"

Интересно, что "Прибытие" при стоимости 47 миллионов долларов в прокате заработало вчетверо больше, а вот "Бегущий 2" стоил уже 150 миллионов, но касса его не покрыла бюджет даже вдвое - всего 260 миллионов долларов. И это без пандемий, с основательной поддержкой и крутой рекламой. Производственные затраты на "Дюну" сейчас оцениваются в 200 миллионов, и это очень тяжелые обязательства, которые лишь частично окупает разделение картины на две части (а значит, и два прокатных слота), участие большого числа заметных актеров и расчет на молодую аудиторию, которую должен привлечь Тимоти Шаламе. Наверное, выйди фильм в декабре 2019 года, он бы мог не беспокоиться о внимании, но сейчас все иначе.

Кадр из трейлера фильма "Дюна"
Кадр из трейлера фильма "Дюна"

WB непременно нужно поставить памятник за отважную попытку оживить индустрию выпуском "Довода" - возможно самый ожидаемый фильм года не был перенесен на весну, а был брошен в топку войны за зрителя. Студия понесла тяжелые потери - не помогли ни имя Кристофера Нолана, ни участие Роберта Паттинсона, ни оригинальные идеи и размашистое их экранное воплощение. Может показаться, что студия стойко вынесла удар, но на самом деле в офисе Warner заметна паника - "Чудо-женщина: 1984" перенесена с октября на декабрь, да и другим проектам, скорее всего, уготован тот же путь. Чиновники в США выступают за то, чтобы ограничить работу кинотеатров до конца года - в таком случае ни о каком релизе "Дюны" 18 декабря не может быть и речи - на передачу своего флагмана онлайн-площадкам WB не пойдет.

Кадр из трейлера фильма "Дюна"
Кадр из трейлера фильма "Дюна"

Но и перенос не выглядит панацеей. У "Дюны" есть потенциал "выстрелить". Прежде всего, зрителей должен привлечь внушительный актерский состав со звездами самого разного уровня: от "качков" Батисты и Момоа до "интеллектуалов" Айзека и Бардема. Есть надежда на то, что занятые в ведущих ролях Шаламе и Зендайя привлекут в кинозал тех зрителей, которые при словах "научная фантастика" и "песчаные черви Арракиса" сразу разворачивались и бежали прочь от касс. Должно пойти на пользу фильму размещение его премьерного слота в предпраздничные дни (середина декабря тоже годится, но я бы поставил на то, что "Дюна" "уедет" на середину января, когда в США отмечают День Мартина Лютера Кинга, или на февраль накануне Дня Президента). Наверняка хронометраж фильма будет щадящим - иначе зачем было делить картину на две части - и это тоже стимул прийти в кинозал. Сейчас вообще грешно отказываться от любой, даже призрачной надежды на лучшее.

Кадр из трейлера фильма "Дюна"
Кадр из трейлера фильма "Дюна"

И все же, я здесь скорее выступлю пессимистом. Мне кажется, что нет ни одного шанса для того, чтобы кассовые результаты "Дюны" переступили порог в 500 миллионов долларов мировых сборов (это сделало бы фильм лидером боксоффиса 2020 года - да, вот такие теперь рекорды). Даже 400 миллионов, выводящие фильм на точку безубыточности (это несколько некорректно, ведь нам покажут пока только первый фильм), мне кажутся неподъемными. Полагаю, что и критики, и студийные боссы, да и, что греха таить, авторы посчитали бы успехом кассу, превышающую сборы "Довода", а это на сегодня 285 миллионов. Это показало бы, что труд не пропал зря, а работа получила оценку хотя бы от самых преданных зрителей.

Кадр из трейлера фильма "Дюна"
Кадр из трейлера фильма "Дюна"

Конечно, я пойду смотреть "Дюну", конечно, буду агитировать к просмотру всех заинтересованных и не слишком через этот канал и все другие доступные мне площадки, но опыт подсказывает мне, что фильм либо отправится на полку на полгода, а то и дольше, или просто канет в Лету, пав смертью храбрых в неравной схватке с вирусом и его профилактикой. Поэтому закончу рассказ прямым ответом на заданный в заголовке вопрос - нет, шансов на спасение нет. Как ни жаль.

Впрочем, это не повод унывать - одной "Дюной" (и даже двумя) кинематограф и сериалостроение не ограничиваются, поэтому мы непременно найдем темы для обсуждения на канале Киноведа в штатском. Главное, не болейте, и...

Увидимся в кино!