Найти тему
Venefica

Короче, Станиславский! Ефремову нужен Российский тюремный театр.

Как ни клянут "светлолико-рукопожатные" ГУЛАГ, как ни проводят сеансы экзорцизма, вооружившись томиком Солженицына, а тянется, тянется к неполживым шеям призрачная рука, и накрывает флешбеками давно прошедших времен, когда "полстраны сидело, полстраны караулило". Вот таким неожиданным приходомфлешбеком накрыло и Михаила Ефремова, ставшим медиа-фигурой первого ряда благодаря судебному процессу и проявленному на нём неподражаемому артистизму.

Теперь к новоиспеченному заключенному каждый божий день бегут, теряя туфли, правозащитники, интересуются, не тяжко ли бремечко, калорийна ли паечка, мягка ли шконочка. Сегодня очередной вестью "с неволи" поделился ответственный секретарь столичной Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Алексей Мельников.

"Ефремов сегодня на встрече с ОНК заявил о необходимости создания Российского тюремного театра".
М. О. Ефремов фото из свободного доступа интернет
М. О. Ефремов фото из свободного доступа интернет

Российский тюремный Театр - какая новая и прогрессивная идея!

Браво! Как известно всё новое - это хорошо (или не очень хорошо) забытое старое. Так вот, а адских условиях ГУЛАГа, где все только и делали, что умирали на бесконечном лесоповале, кроме библиотек и тюремных больниц (где А. Солженицына, избавили от рака яичек, сохранив детородную функцию, которой видный ГУЛАГовед не преминул впоследствии успешно воспользоваться), существовали и театры. Да-да, самые настоящие театры, с оборудованными помещениями, труппами, режиссерами и даже запасом сценического реквизита, включая костюмы.

Адские большевики, в отличие от современных человеколюбцев из руководства пенитенциарной системы, неустанно заботились о культурном просвещении заключенных, чтобы они средь лесов не дичали, а как-то росли духовно. Надеялись перевоспитать и превратить в просвещенных строителей коммунизма путем воздействия через искусство, и поэтому в самом начале 1930-х годов создали специальный отдел ОГПУ, названный «культурно-воспитательной частью», а в 1934 году переименовали подразделение в КВО ГУЛАГ. В каждом отдельном лагере были организованы отделы КВО, курировавшие культурно-воспитательные части в которые входили библиотеки, театральные труппы, группы по наглядной агитации и т. д. (существовали до 1960 года). Ставились даже оперные спектакли, так, в 1944-ом военном году на сцене драматического театра Управления Северо-Восточных исправительно-трудовых лагерей была поставлена "Травиата" Верди. Это не шансон исполнять.

Если учесть, что количество заключенных в современной РФ по данным на 2019 год составляло 434 тыс человек, то поле для организаторской работы Михаила Олеговича огромно. Талантливые люди, к сожалению, не всегда законопослушны и оказываются за решеткой, а искусство способно тронуть самую заскорузлую душу.

Артисты лагерного театра на о. Вайгач. 1931 год Взгляните на эти истощенные фигуры и осунувшиеся лица! Фото humus.livejournal.com
Артисты лагерного театра на о. Вайгач. 1931 год Взгляните на эти истощенные фигуры и осунувшиеся лица! Фото humus.livejournal.com

С нетерпением жду того момента, когда отечественные правозащитники, вдохновленные свежими идеями Михаила Олеговича предложат возродить ОГПУшный опыт с организацией культотделов, спектаклями, гастролями (а труппы гастролировали и в 30-е и в 40-е и до 1960 года), и, может, лектории организуют для заключенных силами других заключенных (это я на доцента О. Соколова намекаю, получившего известность как блестящий исследователь и лектор-наполеоновед, а потом другую... шокирующую).

Как там у Екклезиаста?

Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас....