Совсем недавно исполнилось 99 лет трагическим событиям, которые произошли в станице Боргустанская (в разговорной речи Бургустанская) Предгорного района Ставропольского края. Вот пишу эти строки и думаю: а знает ли среднестатистический житель нашей республики, о чем идет речь? Более чем сомневаюсь. И это не вина отдельно взятого человека. Я еще раз повторюсь: недосказанность фактов, неуместное табу на очевидные вещи породили в нашей исторической памяти белые пятна искусственного характера. Но что было, то было. 8 июня 1920 года в два часа дня в Цхинвале был созван митинг с участием двух тысяч вооруженных красных партизан, а также почти всего населения Цхинвала и ближайших к нему сел о провозглашении советской власти на всей территории Южной Осетии
Меньшевистская Грузия активизировала свои действия, чтобы подавить народное восстание, которое вспыхнуло вслед за митингом. Комитет Юго-Осетинской организации РКП(б) в это время находился во Владикавказе. Узнав о событиях в Юго-Осетии, его члены решили возглавить восстание и дать ему сообразно обстоятельствам определенный ход. На помощь восставшим из Северной Осетии были присланы повстанческие отряды, сформированные там из южных осетин. С этими силами в июне 1920 года началось наступление из Рукского района. Оно вначале было удачное, повстанцы захватили до 500 человек противника. Затем овладели городом Цхинвал, выбив оттуда меньшевистские войска. (Но силы были крайне неравны. Против восставших осетин была брошена вышколенная "(армия целого государства"), которая огнем и мечом прошлась по всей территории Южной Осетии. Небольшие отряды осетин с нечеловеческим упорством отбивались от наседавшего врага, но ввиду нехватки боеприпасов и малочисленности вынуждены были отступить к горам. Славный сын нашего народа, красный партизан Мате (Матвей) Санакоев на Рукском перевале дал последний бой врагу, а затем вместе с товарищами сопровождал многочисленные толпы беженцев в братскую Северную Осетию.
9 сентября 1920 г. "Быстрейшая и полная ликвидация всех банд и остатков белогвардейщины на Кавказе и Кубани – дело абсолютной государственной важности. Осведомляйте меня чаще и точнее о положении дел. В. И. Ленин". (В. И. Ленин. Полн. собр. соч. т. 51, стр. 277).
Сентябрь 1920 г. Владикавказ. Железнодорожный вокзал. Здесь собрались бойцы 2-й Юго-Осетинской бригады, которые отправлялись для подавления вспыхнувшего белогвардейского мятежа генерала Хвостикова в районе Ессентуки – Кисловодск. В составе бригады были стрелковый и кавалерийский полки, технические эскадрон, легкая кавалерия, комендантский и хозяйственный взводы, санчасть. Всего 1500 человек во главе с командиром Янышевским. Бывший красноармеец пехотного полка 2-й Юго-Осетинской бригады. Г. З. Бигулаев вспоминал: "Пехотный полк, прибывший из Владикавказа на Кавминводы, состоял исключительно из южных осетин". Командный состав был русским. Помощник командира полка Иван Лукин, командир разведки Огурцов. Еще во Владикавказе к бригаде присоединились добровольцы из Северной Осетии.
Перед уходом на фронт состоялся митинг на вокзале во Владикавказе, где выступили представители партийных и советских организаций и бойцы бригады. На митинге с пламенной речью обратились к бойцам С. М. Киров, Владимир (Лади) Санакоев и Александр Джатиев. Они поблагодарили бригаду за проявленную целеустремленность, упорство и призвали их к героической борьбе против злейшего врага.
Необходимо отметить тот факт, что период военных учений для бойцов бригады был сопряжен с большими трудностями, не хватало обуви, обмундирования, хлеба получали по 400 граммов. Тем не менее царила железная дисциплина. Сразу же после завершения митинга бригада отправилась в Ессентуки, по прибытии она вступила в ряды войск Пятигорского боевого участка. Бойцы бригады сразу очистили от врагов Ессентуки, Железноводск, станицы Суворовскую, Бекешевскую и подготовились к броску на станицу Боргустанскую, где было большое скопление сил противника.
Первые стихийные восстания в самих казачьих станицах вспыхнули в Пятигорском округе. Доведенные до отчаяния постоянными реквизициями и бессудными расправами казаки взялись за оружие. 28 августа 1920 года восстают казаки станиц Бекешевская, Боргустанская, Суворовская. Для ликвидации вспыхнувшего мятежа 9 сентября 1920 года в Ессентуки прибыла 2-я Южно-Осетинская добровольческая бригада. Ей совместно с другими частями Красной армии было приказано не допускать прорыва противника в долину реки Кумы, атаковать его и занять станицы Боргустанскую, Бекешевскую и Суворовскую. Согласно приказа уполномоченного ВЧК Карл Иванович Ландера, эти станицы и особенно станица Боргустанская должны быть снесены с лица земли, а ее жители – переселены на Урал в промышленные районы. Не ожидая действия соседей, бригада вступила в бой и на рассвете 11 сентября, сломив редкие заслоны казаков, вступила в станицу Боргустанскую. Красные осетины увлеклись мародерством и поджогами, начались грабежи имущества и сильные пожары, горели хаты, конюшни, сараи. Это сильно озлобило жителей станицы. Восставшие внезапно окружили бригаду и разгромили ее. Председатель ревкома Южной Осетии Александр Михайлович Джатиев сообщал ревкому Грузии, что согласно поименных списков погибших за весь период боев бригады в Ессентукском, Кисловодском районах с 9 по 19 сентября в боях против казацких восставших станиц Боргустанской, Бекешевской, Суворовской, аулов Кумско-Лоовского, Абуковского, Тамбиевского погибло 1333 человек одними убитыми. Получив подкрепление, красные части через две недели после начала мятежа вытесняют восставших в горы и леса.
На помощь истекающей кровью 2-й Юго-Осетинской бригаде прибыл кавалерийский полк 11-й Красной армии под командованием легендарного сына осетинского народа, прославленного Бадила Гагиева, который разгромил белогвардейские силы, освободив при этом пленных партизан. В разгроме белых приняли участие и другие полки армии. Несмотря на то что 2-я Юго-Осетинская бригада значительно поредела, она воспряла духом, получив пополнение из южных и северных осетин в составе 200 человек, и, влившись в кавалерийский полк 11-й армии, продолжала беспощадную борьбу с остатками белогвардейцев.
Бессмертной славой покрыли себя бойцы бригады при освобождении г. Кисловодска, где также понесли большие потери. Пройдя через горнило жесточайших боев, уничтожив полностью бандитские группировки Хвостикова, бригада вернулась во Владикавказ и начала готовиться к походу в Южную Осетию.
Многие десятилетия систематически замалчивалась правда о 2-й Юго-Осетинской бригаде. Разрозненные, скупые сведения, разноречивые толки, субъективность в освещении подлинных событий способствовали тому, что история бригады получалась схематичной, несистемной, в контексте революционного движения и гражданской войны. Не было подлинно автономного освещения ее боевого пути. Многие участники Бургустанских событий в 30-е годы были репрессированы. Кроме того, архивы Кавминвод в годы Великой Отечественной войны были сожжены, поэтому всех участников поименно мы никогда не узнаем.
История, как известно, не имеет сослагательного наклонения, но ясно одно: бойцы 2-й Юго-Осетинской бригады вместе со своими братья из Северной Осетии с честью выполнили свой долг перед потомками.
В середине 70–80-х и в начале 90-х годов прошлого века я часто слышал от стариков в Южной Осетии, как один спрашивал другого: "А ты в Бургустане был?" Воцарялось минутное молчание, а потом слышался негромкий голос: "Был, как же не был, ведь там столько наших погибло". И непрошенная слеза скатывалась по впалой щеке старика…
К сожалению, в Осетии полной информации о них нет. Во Владикавказе есть улица Огурцова, который был командиром разведки 2-й Юго-Осетинской бригады, есть оратория "Бургустан" композитора Феликса Алборова, осетинская народная песня и поэма Георгия Бестауты. На мой взгляд, было бы справедливо установить мемориальную доску на стене здания железнодорожного вокзала во Владикавказе к сентябрю 2020 года, в 100-летнюю годовщину отправки в Кавминводы 2-й Юго-Осетинской бригады. Она уезжала отсюда. Уезжала в бессмертие
Благодарные станичники поставили памятник бойцам бригады в станице Боргустанская, а советское правительство в 1921 году наделило революционных беженцев Юго-Осетии и семьи участников Бургустанских событий землей в с. Ногире. Прошел 100 лет история повторяется .