«Скукотища», — отвечает ученик с задней парты на мой вопрос «Что такое лирика о природе?», ему вторят кивками одноклассники. Стихотворения о природе появляются в школьной программе нередко, а заинтересовать ими учеников нелегко. Говорить о поэзии — вообще не самая простая задача, но, кажется, пейзажные стихотворения бьют любые мыслимые рекорды и неизменно кажутся школьникам «нудятиной».
Пейзажная лирика встречается почти в любом учебнике литературы и в программе каждого года, поэтому, как мне кажется, описываемый урок может подойти для разных классов средней школы — в зависимости от того, какие из предлагаемых текстов вы предпочтете. У моего урока по теме «стихотворения о природе» есть две важных цели. Первая — заинтересовать, показать красоту пейзажной лирики. Вторая — на материале стихотворений о природе поговорить об особенностях лирики как рода литературы.
Для мотивационного этапа урока я использовала отрывок из фильма Джима Джармуша «Патерсон», в котором девочка читает написанное ею стихотворение:
Вода падает
Вода к земле стремится,
как волосы струится,
прядями, словно обнимая меня за плечи.
Водо-пад метит лужи на асфальте,
В мутном зеркале отражаются облака и здания.
Водо-пад стучится в мой дом.
Промокла моя мама и волосы мои.
Люди говорят, это дождь.
Стихотворение сочинил сам режиссер фильма, и оно кажется мне подходящим для начала урока о пейзажной лирике, потому что в нем очень легко заметить разделение на то, что видит лирические герой, и реальность: в стихотворении дождь становится водопадом. Атмосфера, созданная в фильме, помогает глубже прочувствовать стихотворение.
После просмотра можно предложить ученикам обсудить услышанное стихотворение. Начинаем с общих вопросов: понравились ли вам услышанные стихи? Считаете ли вы это стихотворение красивым? О чем оно?
Я прошу ребят подумать, что выделяет это стихотворение из ряда других поэтических текстов о дожде, которые они помнят. Или, если таких стихотворений ученики вспомнить не могут, что здесь необычного. В процессе обсуждения ученики, наверное, придут к выводу о том, что особенность этого стихотворения в личном, индивидуальном взгляде на дождь. Теперь можно поговорить об особенностях лирики как рода литературы, обратив внимание учеников на то, что именно лирика стремится передать увиденное глазами лирического героя, использует его чувства и восприятие.
А как дождь видят другие люди, другие поэты?
Попросим ребят придумать свою метафору дождя, записать ее, а потом прочитать вслух. После этого перейдем к другим стихотворениям о дожде. Я использую на уроке стихотворения о дожде, но, конечно, можно выбрать и другие тексты, которые описывали бы одно и то же природное явление. Это нужно для того, чтобы ученикам стало очевидно: суть пейзажной лирики не в самом по себе чистом описании, не в том, что кто-то может не знать, что такое дождь или, например, лес, река, цветок, а в том, чтобы увидеть мир глазами другого, понять его чувства, настроение. Показать это проще на материале близких по теме стихотворений. Предлагаю подборку отрывков, из которых можно выбрать два-три текста для урока.
По моему подоконнику стекают
Капли дождя и нет ничего проще,
Чем рассказать о красоте
Падения этой капли, высоте
Её измерения.
Каждую долю мгновения
Тормозя время
Надо ли выражать?
Жаль, если это действительно надо.
<…>
Лёха Никонов
В сводках гидрометцентра исключены ошибки —
тихо по закоулкам дело идет к тому:
небо замироточит, ветры достанут скрипки,
птицы рекою станут и утекут во тьму.
<…>
Ганна Шевченко
Дождик сеет, сеет, сеет,
с полуночи моросит,
словно занавес кисейный
за окошками висит.
А в лесу кричат кукушки,
обещают долгий век…
Мне не грустно и не скучно,
я счастливый человек.
<…>
Вероника Тушнова
Дождик ласковый, мелкий и тонкий,
Осторожный, колючий, слепой,
Капли строгие скупы и звонки,
И отточен их звук тишиной.
То — так счастливы счастием скромным,
Что упасть на стекло удалось;
То, как будто подхвачены тёмным
Ветром, струи уносится вкось.
<…>
Осип Мандельштам
Летний дождик хлещет в крышу
По железным по листам.
Слышу, слышу!
Тра-та-та-та, трам-там-там!
Эва! Брызги, словно змейки!
Вся канава в пузырях,
Дождик пляшет на скамейке,
Барабанит в лопухах.
Саша Черный
Вместе с учениками разбираем каждый текст последовательно, обсуждая, какие настроения, эмоции передаются в стихотворении и как удается настроение распознать, что в тексте намекает на грусть, что — на радость. Наша основная цель — найти в стихах общее и различия. Если спросить, почему одно и то же природное явление поэты видят так по-разному, ученики смогут представить множество версий, начиная от того, что дождь бывает разным, и заканчивая тем, что «красота в глазах смотрящего» и мы все воспринимаем мир неодинаково.
Закончим урок письменным этюдом. Попросим учеников закончить фразу: «Моё настроение сейчас, как … (природное явление/погода/пейзаж)». Здесь уже не будем ограничивать ребят сравнением, связанным с дождем, пусть каждый подберет близкий ему образ. Когда они справятся, то смогут приступить к написанию короткого эссе, этюда или стихотворения на основе придуманного только что образа.
Рубрика: Конспект урока
Автор: Екатерина Горлова