Дворец Коттедж (по-английски «коттедж» означает «дача», «сельский домик» или «мыза») является центральным архитектурным сооружением дворцово-паркового комплекса Александрия. Дворец построен с применением неоготических элементов в 1826-1829 гг. по проекту архитектора А.А. Менеласа для семьи императора Николая I.
Строительство дворца было начато в 1826 г. по распоряжению Николая I на том месте, где были развалины усадьбы Монкураж А.Д. Меншикова. Строительство дворца было завершено в 1829 г. Коттедж стал летней резиденцией императора и его супруги Александры Федоровны.
Архитектурное оформление Коттеджа выдержано в готическом стиле. Прообразами дворца стали английские загородные дома, которые были столь популярны в первой половине 19 в. в Европе.
Дворец Коттедж – это двухэтажное компактное здание, разделено на три части и украшено декоративными и конструктивными элементами, отлитыми из чугуна. Это и аркады с цветами, и стрельчатые ограждения террас и балконов, и гербы и др. Они были отлиты на Петербургском Александровском литейном заводе с моделей лепщиков С. Закулапина и М. Соколова.
Росписью интерьеров дворца занимались художник В. Додонов и Д.-Б. Скотти. Готические решетки, арки, кронштейны лепного декора были выполнены по моделям С. Закулапина и М. Соколова. Одним из главных элементов архитектурно-художественного оформления интерьеров дворца является резьба по дереву, принадлежащая руке В. Захарова. Мраморная отделка для Коттеджа изготавливалась в мастерской П. Трискорни. Паркеты исполнены М. Знаменским и А. Тарасовым. Автор мебельных гарнитуров – А.А. Манелас. Мебель изготавливалась в мастерской придворного мастера Г. Гамбса. В коврах ручной работы, оформлении мебели, печей, мраморных каминов также повторен готический орнамент. Люстры, канделябры, часы – все выполнено в стиле готики. На Императорском стеклянном и фарфором заводе специально для этого дворца были сделаны сервизы.
В 1842-43 гг. к восточному фасаду дворца по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера была пристроена Столовая с Мраморной террасой, которая соединяется с основным зданием стрельчатой аркадой. Интерьер Столовой продолжил традиции старой части здания и выполнен в неоготическом стиле. Стены Столовой украшены картинами И.К. Айвазовского, Т. Гюдена, Т.А. Неффа, С.М. Воробьева, П.Н. Орлова. В 1844 г. в нише стены на северном фасаде здания была установлена скульптура «Мадонна с младенцем». Автор – И.П. Витали.
Планировочным центром Коттеджа является лестница из чугуна. На первом этаже здания располагались комнаты Александры Федоровны: Камер-юнгферская, Прихожая, Кабинет, Библиотека, Туалетная, Опочивальня, Приемная, Гостиная, Столовый зал с буфетом, Малая приемная, Второй этаж: кабинет Николая Первого, Ванная, комнаты детей, два крытых балкона. Мансардный этаж: Морской кабинет, гардеробные, комнаты персонала.
Наибольший интерес представляют комнаты первого этажа. Они богаче и изысканнее оформлены, интерьер же помещений второго этажа, за исключением царского кабинета, оформлен более сдержанно, а сами комнаты небольших размеров.
После революционных событий 1917 г. дворец стал историко-художественным музеем. Материалы созданной на научной основе экспозиции, позволяли проводить много экскурсий, которые знакомили посетителей с образцами русского и западноевропейского искусства второй четверти 19 в.
Во время войны 1941-45 гг. большая часть экспонатов дворца была эвакуирована (из 2,5 тыс. предметов, которые составляли экспозицию, было спасено 1980). Во время военных действий в здании дворца размещался гитлеровский медицинский пункт. Значительная часть оригинальной мебельной обстановки была утрачена, многие дубовые резные панно, лепной декор, роспись стен погибли, а само здание было повреждено.
Реставрация дворца Коттедж проводилась под руководством архитектора И.Н. Бенуа НПО «Реставратор». Она была завершена в 1978 г., в 1979 году дворец открыли для посещения.