С 14 сентября стартуют Всероссийские проверочные работы. И хотя министр просвещения уверяет нас, что результаты ни на что не повлияют, администрации на местах требуют, чтобы учителя тщательнее готовили детей к ВПР.
Из учебы выпала целая четверть в прошлом учебном году. Это практически невосполнимая потеря. Как бы бодро и радостно ни рапортовало наше министерство о качественном обучении на дистанте, никакого качества на самом деле не было и быть не могло. Учителя в той ситуации оказались на высоте, так как смогли удержать тысячи детей и занять их делом. Они, как могли, старались их чему-то научить. Но... Хорошо, если хотя бы 10 процентов нового материала было детьми усвоено.
Нам бы сейчас, в сентябре, скорректировав свои программы, наверстать упущенное, но приоритеты в обучении сместились. Оказывается, нам важно не научить, а подготовить к ВПР. Для чего? А для того, чтобы не попасть в "черный список" Минпроса, в те самые "500+", которым будет якобы оказана методическая помощь. Помощь на самом деле будет состоять в составлении планов работы и отчетах о том, что проделано для повышения качества знаний, которое проверяется с помощью далеко не совершенного инструмента - ВПР.
Почему бы нашему ведомству не запланировать проверочные работы на конец первой четверти? Это было бы логичнее. Мы бы успели повторить материал прошлого года, изучить непройденные темы. Однако министерство, прикрываясь благой целью - диагностикой пробелов в знаниях школьников, - решило провести срезы именно сейчас, в самом начале учебного года.
Чем оборачивается для учеников такая "забота"? У восьми- и девятиклассников, к примеру, по восемь ВПР. И это за 1 месяц! Практически на всех уроках началась усиленная подготовка. Дети не учатся, не изучают новое, они не проходят программу. Девятиклассники даже не готовятся к экзаменам, что намного важнее. Они готовятся к проверочным работам.
Можно, конечно, сказать, что все это самодеятельность учителей. Так, в принципе, всегда и говорят наши высокопоставленные чиновники. Якобы они никаких распоряжений о подготовке к ВПР не дают, это учителя ерундой занимаются. Распоряжений на самом деле нет. Но есть негласное указание директоров: школа не должна попасть в черный список; делайте, что хотите, но чтобы результаты были нормальные.
А каких, собственно, результатов ожидают Минпрос и Рособрнадзор? Да мы без ВПР можем дать практически стопроцентный прогноз. Если дети будут писать работы честно, без помощи педагогов, а учителя оценивать их объективно, то можно смело утверждать, что после почти полугодового перерыва в нормальной учебе процентов 70 учеников с проверочными работами не справятся. И никакая усиленная двухнедельная экспресс-подготовка не поможет. Мы уже сейчас, на первых же уроках, столкнулись с тем, что дети почти ничего не помнят. А ВПР требуют достаточно глубоких знаний.
И теперь, вместо того, чтобы реально помочь ученикам адаптироваться после длительного перерыва, вместо того, чтобы в спокойной рабочей атмосфере освежить в их памяти знания, восполнить пробелы, мы в авральном режиме вынуждены заниматься "натаскиванием" на ВПР.
При этом не надо забывать, в каких условиях мы сейчас работаем. Невыполнимые рекомендации Роспотребнадзора, беготня учителей по кабинетам, невозможность провести качественные уроки с использованием наглядных пособий и технических средств.
Кроме того, уже начинается прессинг тех, кто имеет классное руководство. "А вы что хотели? За 5 тысяч надо работать больше!" - мы теперь слышим такие слова и ежедневно получаем ЦУ об исполнении кучи различных обязанностей.
Мы думали, что дистанционка - это самое плохое, что мы пережили. Зря. То, что сейчас происходит в школах, намного хуже. Со всех сторон мы слышим лишь одно: "Вы должны, должны, должны..." Должны организовать... Должны понять и принять... Должны дежурить... Должны срочно сдать... Должны посетить... Должны провести... Должны терпеть... Должны исполнять...
Должны готовить к ВПР. А зачем?